2. Наставления Максима Грека и сочинения Юрия Крижанича
В настоящем периоде еще нет работ, специально посвященных вопросам международного права. О них авторы говорят попутно, в работах, касающихся морали и политики. Такие высказывания мы находим у двух прижившихся в России иноземцев - Максима Грека и Юрия Крижанича; у первого - случайно, у второго - в известной системе.
Максим Грек (ок.1480-1556). Максим Грек, родом из Албании, монах Афонского монастыря, приехал в Россию по приглашению правительства для исправления богослужебных книг и провел здесь на свободе десять лет (1515-1525), остальную же часть своей жизни в заключении, к которому был присужден духовным собором.
В своем сочинении "Главы поучительны начальствующим правоверно"*(88) он дает государям совет действовать по справедливости и не стремиться к завоеваниям, сохраняя мирные отношения со всеми христианскими государствами. "Ничтоже убо потребнейше и нужнейше правды благоверно царствующему на земли", - поучает он (с.159) и дает наставление: "Дивна советника и доброхотна твоему царствию оного возмии, не иже чрез правду на рати и воевания вооружает тя, но иже советует тебе мир и примирение любити всегда со всеми окрестными соседы богохранимыя ти державы. Зане ов убо под гневом и негодованием Божиим, глаголющим: разори языки хотящая бранем: еже от вас, со всеми мир имейте" (с.162).
Не следует стремиться к завоеваниям чужого: "неполезно, еже хотети чюжим имением и царю богомудреному отнюд неподобно есть и стяжанием" (с.166). "Той бо по истине заблудился от священныя паствы Христовы, иже радуется о неправде и всяческом хищении чюжих имений: Сие бо суще свойственно есть благоверному царю и пастырю неложному, еже не на земли неправдою и хищением чюжих имений и стяжаний, но всякою правдою" (с.171, 172-173).
Те же мысли Максим Грек высказывает и в другом сочинении. Нынешние цари, говорит он, ищут не праведные деяния, но "яко да себе разширят пределы держав своих, друг на друга вражебне ополчашеся, друг друга обидяще и кровопролитию радующеся вкупе верных язык, друг друга наветующе, аки звери дивии всяческими лаянии и лукавствии"*(89). Далее идет изображение России ("Василия"), которую окружают звери: "львы и медведи, и волцы, и лиси".
Максим Грек советует царю оказывать покровительство иностранцам: "полезнейше и нужнейше обретаю начальству благоверных царей, - говорит он, - страннолюбное исправление, сиречь еже человеколюбне и кротце и любочестне прилежати к пришельствующим странным, или купцы суть, или призвали быша от них: да яко ниже обидими от тутородных, ниже силою да удержатся и возбраняются возвратитися во своя си"*(90). Далее указываются последствия такого покровительственного отношения к иностранцам.
Против миротворческих советов, которые, по-видимому, были в обиходе в XVI в., энергично ополчался современник Ивана Грозного, публицист Ивашка Пересветов*(91). Он обвинял обленившихся богатеев, вельмож, в том, что они замыслили, "как бы царя укротити от воинства, а самим бы со спокоем пожити". Они делают это, ссылаясь на книги, будто бы написанные по внушению бога, в которых сказано, что царь не должен вести войн против иноплеменников, а должен только обороняться, ибо в противном случае пролитая кровь "взыщется на нем". Он советует распространителей этих ересей "огнем жещи и иные лютые смерти им давати". Поместное войско должно быть заменено постоянным на денежной оплате.
Крижанич Ю.К. (1618-1683). Юрий Каспарович Крижанич*(92), хорват по происхождению, учился в католической духовной коллегии в Риме, готовясь стать миссионером, и продолжал затем свое образование в Вене, в Болонье и в Граце, пополняя его усердным чтением авторов древности, средних веков и Возрождения и став одним из образованнейших людей своего времени. Богослов, политик, языковед, он приехал в Россию, ознакомившись с нею по описаниям иностранцев и духовно сроднившись с нею, приехал как миссионер, для пропаганды католической веры и как поборник объединения славян. "Я пришел к нации своей, к отечеству своему собственному", - говорил он в одном из своих сочинений*(93). "Я пришел туда, где мои произведения и труды единственно только и могут найти употребление, могут принести плод". В Москве к нему отнеслись с подозрением и недоверием, и через два года, в 1661 г., его отправили в ссылку, хотя и почетную, с царским жалованьем, в Тобольск.
В Сибири Крижанич провел 15 лет, посвятив себя литературному труду. Здесь написаны важнейшие его научные произведения по вопросам политики, богословия и славянского языкознания. Политике посвящен его обширный трактат, точное заглавие которого неизвестно, но которое он сам в тексте называет "Политичными думами"*(94), или "Разговорами владательству", т.е. о государстве*(95). Другой обширный трактат Крижанича, написанный в Сибири, характера богословско-политического, носит название "О промысле Божием или о причинах побед и поражений"*(96). Из многочисленных работ его только эти две касаются вопросов международного права. Ходатайства Крижанича о разрешении ему выехать за границу не имели успеха при жизни царя Алексея Михайловича; разрешение было получено лишь при Федоре Алексеевиче в 1676 г. В 1677 г. он выехал из Москвы с датским посольством и умер в рядах польского войска Яна Собеского под Веной в 1683 г.
Основные политические взгляды свои Крижанич изложил в "Политичных думах". Он выступает здесь защитником московского самодержавия ("самовладства"), противополагая его государственному строю Польши, который, по его мнению, неправильно считают дающим подданным гарантию свободы*(97). Трактат весь проникнут глубоким недоверием к иностранцам, в особенности к немцам. Автор перечисляет все зло, причиняемое ими России, которая страдает от ксеномании, или чужебесия, от преклонения перед всем иностранным*(98). Крижанич рекомендует сторониться иноземцев, не допускать их к себе, не перенимать их нравов. Особенно достается немцам, злодеяниям которых посвящен весь раздел 53 ("О Немецких прелестях, ильти об Политических Ересях") и 58 ("О свойстве немцев").
Он рассказывает про себя: "Немецкими книгами есем был тако обмамлен, да сем мерзко блудил (заблуждался. - В.Г.), и далеко инако судил об сем владательству, неже есть в истине". Неверно судят о нас иностранцы вообще: "А то для ущипливых песьих книг немецких".
Для охраны государства от иноземцев Крижанич рекомендует целую систему государственных и международно-правовых мероприятий, под общей рубрикой "госгогонства" (изгнание, удаление иностранцев). "Да никакой инородец или инородца сын, внук или правнук, не может в нашем царстве откупать или держать в найму и монополии никаких Солекопен, ни Рудокопен, ни Пристаней, ни Корчем и Мельниц, ни каких либо товаров или промыслов и механических художеств; и все это ни сам собою, ни чрез какия либо посредствующия лица, или чрез поверенных и товарищей, людей своего или Русскаго происхождения"*(99). Иностранным торговцам Крижанич предлагает запретить всякую торговлю внутри страны, установив монополию государства в этой области: "Да Господарь Царь все торговство, кое ся деет с иными народми, примет на свое имя и руку. Тем бо единым способом будет ся могла знать смета товаром: да ся не извезет премного товаров наших, в коих несть избытка; и чужи непотребны да ся не привозят" (раздел 1, п.4, с.9).
Крижанич предлагает царю издать указ о запрещении приема иностранцев в русское подданство и на государственную службу: "дабы никогда никто из инородцев не мог от нас или от наших преемников приобретать Право на Русскую Народность, или Туземство", а также, чтобы "ни один инородец не мог держать начальства над нашим городом или крепостию; не мог бы сделаться вождем, или представителем (посадником), или тысяцким, или головою, над людьми нашего рода" (раздел 47, п.12, с.75).
В связи с этим стоит совет Крижанича довести сношения с заграницей до минимума: "Послов никаких не приемать, без великих годных причин, и что наискорее их отправлять: и своих никако не посылать, опричь нужные причины". Иностранные консульства подлежат полной ликвидации: "Да ся вечным законоставием изженут, отлучат и отстранят вси инородны торговцы, и торговски справники, и уставныи послы или назорники: кои ся у них зовут факторы, и консулы". Мотив, приводимый Крижаничем: "Те все несуть ино, неже углядники (шпионы. - В.Г.), предавцы и осмевачи наших вещей: враги дома кормлены: и мутители нашего народа"*(100).
Особый интерес представляют соображения Крижанича, касающиеся судьбы славян и роли России в славянском мире. Они высказаны в разделе 51 "Об ширению господства":
"За то адда на тебе единого (:о пречеститый царю:), - обращается к Алексею Михайловичу, - есть спало смотрение всего народа Словенского. Ты яко отец изволи носить скорбь и чинить промысел, на разсыпанных детей: да их соберешь:. Ты реку един, о царю, сада нам еси от Бога дан, да и Задунайцем, и Ляхом, и Чехом пособишь: да учнут познавать утиски и остуды своя, и об осветлению народа помышлять, и Немецкий ярем из вратов зметать".
Московское правительство должно направлять свои взоры не на Запад, к Балтийскому ("Варяжскому") морю, а на Юг, к Черному морю, и вести войну не с поляками и шведами, с которыми легко можно жить в мире, а с татарами и турками, постоянными врагами Московского государства.
Переходим к изложению взглядов Крижанича по отдельным вопросам международного права, как они отразились в его "Политичных думах". Начнем с его взглядов на суверенитет московских государей.
В этом вопросе Крижанич имел предшественников. Суверенитет Московского государя как главы единого национального государства был ясно осознан с самого момента его объединения при Иване III. Это видно из слов, сказанных последним в 1489 г. послу германского императора Поппелю, предложившему ему от имени императора королевскую корону: "А что еси нам говорил о Королевстве: и мы Бохсиею милостию Государи на своей земле из начала от первых своих прародителей; а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы; :а поставление как есмя наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим"*(101). Известно презрительное отношение Ивана IV к английскому государственному строю, высказанное им в письме к королеве Елизавете. За самодержавную власть, против бояр ратует и Ивашка Пересветов.
Сторона суверенитета, обращенная к другим государствам, - суверенитет внешний - был следствием внутреннего. Старец Елеазарова монастыря Филофей в послании к Василию III развивает даже идею всемирной власти Московского государя. "Един ты, - пишет он, - во всей поднебесной християном царь"; он - наследник Рима и Византии; все павшие христианские царства сошлись в едином его царстве, "яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть".
Крижанич развивает стройное учение о внешнем суверенитете Московского государя. Он употребляет термин "верховенство" и латинский "superioritas" (суверенитет). Он говорит, что царь получил свое достоинство непосредственно от Бога, который один, являясь царем царей, дарует людям царское достоинство. "Разум убеждает, что во 1-х, царская власть есть высшая на землеи нет другой ея выше; во 2-х, каждый, кто только есть царь истинный должен признавать выше себя одного только Бога, но никак ни одного человека; и кто только признает какого либо человека выше себя почестью или по властию, тот не есть истинный царь, но князь или вождь (герцог). В 3-х, единый Бог может поставлять царей: поелику цари суть наместники Бога. Но ни император Римский, ни какой либо другой человек не может кому либо сообщить достоинства царскаго и наместничества Божьяго. Дарить Корону или Титулы владетелю, над коим нет у тебя никакой власти, - это чистая болтовня и вздоры". "В 4-х, Римская империя была некогда могущественнее всех царств, но достоинством не была однако выше царства и не была значительнее царства, поелику нет в мире достоинства выше царского". "В 7-х, Русь никогда не относилась к Римскому царству и не была в подданстве у Римлян". Но "Русское царство равно высоко и славно, и одинаковой власти с римским: Римские Императоры не имели никакого достоинства или могущества, коего не имели бы ныне светлейшие Цари Руси" (раздел 54, п.8).
Крижанич возвращается к этой мысли в разделе 60, где речь идет о всемирных монархиях: "О четырех монархиях, или о фантастической Гибербазилии" (Сверхцарство). Юстиниан, говорит он, ввел в римское право тезис, что римский император - владыка всего мира. Немцы, захватив Римскую империю, стали называть ее священной и проповедуют, что их император - "царь всех царей". И "что он имеет власть учреждать в мире царства, поставлять и низлагать царей; что без его утверждения (auctoritas) и воли не может никто в мире быть или именоваться царем. За такого рода богохульствами последовательно выдумали какое-то фантастическое Гипербазилическое или Гипермонархическое достоинство (:высшее достоинства царскаго или монархическаго:), какого никогда не бывало в мире" (раздел 60, п.1).
Греки унизили достоинство русских государей, прислав Владимиру Мономаху знаки царского достоинства: византийский император "этим средством изподтишка покрыл нас безславием, чтобы думали, - Русский царь не мог бы иметь царскаго достоинства, если бы не получил его от царя греческаго" (раздел 56; ср.раздел 32, п.40, с.101, 103; раздел 54, п.2).
Крижанич жалуется на неуважительное отношение иностранцев к царскому титулу. Это неуважение отчасти объясняется, полагает он, тем, что русское правительство само унижает царский титул, давая его подвластным государям - крымскому хану, грузинскому владетелю и другим (раздел 32, п.50, с.105). Титул царя он предлагает заменить титулом "краль", который представляется ему высшим, притом чисто славянского происхождения, не заимствованным у чужестранцев. Унизительным считает он и заимствование немецко-римского двуглавого орла в качестве русского герба (раздел 32, п.49; ср.п.51 и 54).
Отстаивая начало суверенитета, Крижанич требует вместе с тем строгого соблюдения международных договоров: "Аще нам есть кое кралество в давных временех учинило обиду: а потом того учинен мир, и присягою укреплен: несть слободно присяги и заветов кершить, для ради помещения старых обид: Ино хочьти бы мирное завещание и обидно нам было; треба е есть терпеть: и немаем присяги кершить, и имена Господнего срамотить" (раздел 51, п.4; ср.раздел 57, п.16). В пример Крижанич приводил римлян, которые "ни в век ни с кем завета и мирного докончания несуть прекершили" (раздел 51, п.7).
Автор обрушивается на "некоего нечестивца" ("сына дьявола") Макиавелли, который выставил такие положения: "Что тебе полезно, то честно и дозволено". Политик, по Макиавелли, всегда должен спрашивать себя, полезно ли ему, и никогда, дозволено ли; "в актах дружбы, в союзах, в договорах и в каждом своем действии ты должен пользоваться, как солью, притворством, двумыслием, ложью, клятвопреступлением"*(102).
Особенно интересны взгляды Крижанича на войну. Он стоит за невмешательство в чужие распри: "Беда наша жестока есть и сие, что нас ины народы: на своя страны влекут, во своя распри вплетают, и в нас межу собою незгоду сеют. А мы по своей лудости даемся заводить: и за иных воюем, и чужия рати чиним своими" (раздел 11, п.8).
Войну следует вести только по необходимости, когда к тому вынуждают жизненные потребности, притом она непременно должна иметь справедливое основание; ей должно предшествовать объявление. "Первле всего адда треба есть настойно разсужать: Есть ли причина праведна к наведению войны. 1-ле, Праведна причина войны Христианом есть супроть оным Мухаметовцем, кое суть завладали Христианами державами: За то супроть Турком и Крымцем все правоверны Христианы имают праведну рати причину. - 2-ое. Праведну же причину имаем супроть оным, кои суть нам коя народныя обиды учинили. И таковы наипаче нам есуть Крымцы"*(103).
Он осуждает религиозные войны: "Ратию наезджать на кий народ за то або есть поганский, или еретичен, несть нам допущено: разве аще бы он первле нас изобидел: или аще бы был завладел Христианскими державами, развалял церкви: Або Христос несть заповедал своего евангелия мечем, но терплением ширить" (раздел 51, п.5). О справедливых причинах для войн Московского государства он говорит: "Всегда имаем, и имали будем доста праведных причин к войнам. А грешить в том нам несть требы: нить заветов кершить, нить покойных народов наезджать, либо г дани силить, нить без причины воен заводить. Аще хочем иметь Божие благословение, треба есть правду охранять" (раздел 51, п.7).
Справедливыми Крижанич считает войны с татарами. Московское государство не принимает этого во внимание и ведет войны не на юге, а на западе или на севере: "тамо ищем рати, где имеем становит мир; и спящих пес возбужаем. А где бысмо морали непокойному врагу храбро оружием опреться: тамо ся волим дарми откуповать" (раздел 51, п.14). "Еже ся сему кралеству годит рубежи ширить к Югу; а не к Северу, нить к Возтоку нить г Западу", ибо по отношению к ним "за времен неизвестна есть причина войны: илехко можем грех учинить, войну наводячь на них. А супроть Южным народом: всегда причина есть праведна: або они николи не престают изобижать нас" (раздел 51, п.14).
Крижанич - решительный противник политики завоеваний, особенно когда нет законных причин для войн: "Несть полезно ширить рубежев господству"; "щетно есть ширить 1-ле: Где будет причина рати не праведна" (раздел 51, п.1).
Свои требования он одинаково предъявляет ко всем войнам, в том числе и к войнам колониальным. Он резко высказывается против намечавшегося в Москве в половине XVII в. похода против Китая, считая этот план бесовским наваждением: "Хотел бы он, проклятый враг: дабы народ Руский глупо пошел Китая добывать: а Руское кралество да беху обладали Татары и Немцы" (раздел 51, п.16).
Но Сибирь перешла к Московскому государству законно: "Сибирскую землю Царь господарь есть взял праведною ратию: по том что она земля есть была Татарскому народу подвержена. А Татары суть в давних временех Руский народ сильно наезджали, и люто изобижали: и заряд того царь господарь есть имал праведну причину супроть Татаром" (раздел 51, п.8).
Интересно рассуждение Крижанича о праве Московского государства требовать от Калмыков свободного пропуска для торговли с Бухарой, в случае отказа даже с оружием в руках, основываясь на учении о свободе "безвредного прохода" (transitus innoxius) через другое государство: "Аще Калмыки не пропущают слободного торгования Русаком з Бухарми: и сия есть довольна причина, да можем такова пута и силою добывать" (раздел 51, п.9).
Справедливой же причиной для Московского царя может служить отказ калмыков предоставить ему право добычи соли: "Соль бо есть Бог сотворил людем на уживание. А вы ея и сами не уживаете; и другим не продаете, и Божиего дара уживать и способно добывать не допущаете. Торговство тоже, есть народом потребно; а вы сие препачаете; и тем Народскую правду и общение разаряете. За то народы, коим ся от вас таковыя преказы и обиды чинят, могут праведно на вас повстать" (раздел 51, п.8).
Крижанич высказывается против обращения к третьим державам за посредничеством при заключении международных договоров: "В подобных договорах мы допускаем или сами призываем каких-нибудь третьих царей или властителей, которые служили бы нам посредниками и помощниками при заключении мира. Это дело никогда не принесло нам добра"*(104). При этом Крижанич рекомендует остерегаться "блудных", обманчивых соглашений и "не отдаваться на поруки чужих князей".
Любопытно отметить, что взгляды Крижанича по международным вопросам в ряде случаев перекликаются с воззрениями и политическим курсом, проводившимся одним из виднейших русских дипломатов того времени А.Л. Ординым-Нащокиным. Он стремился к тесному союзу России с Польшей и к объединению всех славянских народов под эгидой России. Ему же принадлежит авторство Ново-торгового устава 1667 г., ограничившего въезд иностранных купцов во внутренние города России (получением специального царского разрешения) и рекомендовавшего русским купцам ведение торговли с иностранцами "складом", т.е. путем создания для этой торговли специальных купеческих объединений.
- Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917)
- Владимир Эммануилович Грабарь (1865-1956) Биографический очерк
- Предисловие автора
- Очерк первый. Московское государство (XVII век) _ 1. Общая характеристика
- _ 2. Московские дипломаты. Их представления о международном праве
- _ 3. Литературное освещение вопросов международного права
- 1. Разработка воинского устава
- 2. Наставления Максима Грека и сочинения Юрия Крижанича
- _ 4. Посольский приказ и его деятельность
- Очерк второй. Первая половина XVIII века Раздел первый. Время Петра I _ 5. Общая характеристика
- _ 6. Переводческая деятельность
- _ 7. Оригинальная литература по международному праву
- Глава XV говорит "о сдаче крепостей, капитуляции и аккордах с неприятелем".
- _ 8. Отдельные вопросы международного права по официальным актам
- 1. Титул царский (императорский)
- 2. Посольское право а) Ранги послов
- Б) Права и привилегии послов
- В) Посольский обиход и церемониал
- 3. Выдача преступников
- 4. Репрессалии
- 5. Право войны: сухопутной и морской
- 6. Мемориалы Веселовского и Бестужева-Рюмина
- 7. Трактат Шафирова о шведской войне
- 8. Манифест Петра I о виновниках продолжения войны
- 9. Язык и терминология
- Раздел второй. Время ближайших преемников Петра I _ 9. Общая характеристика
- _ 10. Отдельные вопросы международного права по официальным материалам
- 1. Императорский титул
- 2. Посольское право и посольский церемониал
- 3. Восточный вопрос
- 4. Отношение к иностранной прессе. Опровержения
- _ 11. Академия наук и литература международного права
- 1. Деятельность Академии наук*(305)
- 2. Литературные работы
- А) Работы академика Штрубе де Пирмонт
- Б) Высказывания м. В. Ломоносова по вопросам международного права
- 3. Журналы
- Очерк третий. Вторая половина XVIII века _ 12. Общая характеристика
- _ 13. Переводная литература
- 1. Политические трактаты
- 2. Сочинения по международному праву
- 3. Проекты "вечного мира"
- 4. Терминология
- _ 14. Работы Екатерины и ее дипломатов
- _ 15. Отдельные вопросы международного права в официальной переписке
- 1. Императорский титул
- 2. Посольское право
- А) Назначение дипломатических агентов
- Б) Ранги
- В) Права и привилегии дипломатических агентов
- Г) Посольский церемониал
- 3. Отношение к иностранной печати
- 4. Право войны
- 5. Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 г.
- _ 16. Московский университет и преподавание международного права
- _ 17. Работы исторического характера
- Часть IV (1788 г.):
- Глава III посвящена "посланникам".
- Глава IV, самая обширная, трактует о праве войны.
- _ 19. Журнальная литература
- Очерк четвертый. Первая половина XIX века
- Раздел первый. Первая четверть XIX века _ 20. Общая характеристика
- _ 21. Преподавание международного права в университетах
- _ 22. Переводная литература и сочинения иностранцев, служивших в России
- _ 23. Оригинальная литература по международному праву
- _ 24. Международно-правовые взгляды декабристов
- _ 25. Исторические работы
- Раздел второй. Вторая четверть XIX века _ 26. Общая характеристика
- _ 27. Преподавание международного права
- _ 28. Переводная литература
- _ 29. Оригинальные работы теоретического характера
- _ 30. Работы по истории международного права и дипломатии
- 1. Работы по истории международного права
- 2. Работы по истории международного права в России
- 3. Работы по истории дипломатии России
- 4. Работы, касающиеся дипломатических сношений с Англией
- 5. Сборники трактатов
- _ 31. Научная деятельность профессоров и.И. Ивановского, в.Н. Лешкова и а.В. Лохвицкого
- _ 32. Ранние работы д.И. Каченовского и м.Н. Капустина
- Очерк пятый. Вторая половина XIX - начало XX века _ 33. Общая характеристика
- Раздел первый. Био-библиографический обзор работ
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Историко-филологический факультет
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Другие факультеты
- 1. Кафедра государственного и международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Другие факультеты и лица
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Историко-филологический факультет
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие факультеты
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Другие факультеты
- _ 41. Другие университеты
- 1. Новороссийский (Одесский) университет*(971)
- 2. Варшавский университет*(980) (русская профессура)
- 3. Томский университет*(984)
- 4. Александровский университет в Гельсингфорсе*(988) (русская профессура)
- _ 42. Другие учебные заведения
- 1. Царскосельский (Александровский) лицей*(990)
- 2. Демидовский юридический лицей в Ярославле*(992)
- 3. Петербургский политехнический институт
- 4. Московский коммерческий институт
- 5. Военно-юридическая академия*(997)
- 6. Николаевская морская академия
- _ 43. Министерства
- 1. Министерство иностранных дел*(1004)
- 2. Морское министерство и Министерство торговли и промышленности
- _ 44. Литературно-общественные группировки
- 1. Революционные демократы
- 2. Либералы
- 3. Славянофилы
- 4. Эпигоны славянофилов и консерваторы
- 5. Авторы, не вошедшие в указанные выше группировки
- 6. Переводная литература
- Раздел второй. Тематический обзор литературы (1856-1917 гг.)
- _ 45. Работы и издания общего характера
- _ 46. История международного права и его науки
- 1. История права
- 2. Издание документов дипломатических сношений России с иностранными государствами
- 3. История науки
- _ 47. Основные вопросы международного права
- 1. Понятие и задачи международного права
- 2. Источники права и их кодификация
- 3. Систематика международного права
- _ 48. Субъект международного права
- 1. Виды государств
- 2. Возникновение государств и признание их
- _ 49. Объект международного права
- 1. Территория
- 2. Море. Арктика и Антарктика. Воздушное пространство
- 3. Население
- _ 50. Международный договор
- 1. Общие обзоры
- 2. История договоров
- 3. Юридическая сила договоров
- 4. Сборники трактатов
- _ 51. Общие вопросы организации и органы международного общения
- 1. Общие вопросы организации
- 2. Государственные органы внешних сношений
- Дипломаты XVIII века
- Дипломаты XIX века
- 3. Международные органы
- 4. Судебные органы
- _ 52. Средства разрешения международных споров
- 1. Мирные средства разрешения международных споров
- 2. Принудительные средства разрешения международных споров без разрыва дипломатических сношений
- _ 53. Устранение войны и сокращение случаев ее применения
- 1. Проекты вечного мира
- 2. Пацифизм
- 3. Общества мира и их съезды. Межпарламентский союз
- 4. Сокращение вооружений и разоружение
- _ 54. Право войны
- 1. Библиография
- 2. Война и право
- 3. История права войны
- 4. Общие очерки права войны
- 5. Нормы сухопутной войны*(1139)
- 6. Отдельные нормы права войны
- 7. Нарушение норм права войны
- 8. Морская война
- 9. Воздушная война
- 10. Окончание войны
- 11. Нейтралитет
- 12. Военная контрабанда
- 13. Морская блокада
- 14. Призовое право