_ 2. Московские дипломаты. Их представления о международном праве
Проводником этих сношений является созданный в 1549 г. Посольский приказ, во главе которого во второй половине XVII в. стоят А.О. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев и В.В. Голицын. Дьяки этого Приказа - московские дипломаты - являются первыми у нас выразителями международно-правовых взглядов.
Они ясно сознают, что у государей существуют определенные права и обязанности, установленные международным обычаем: всякое их нарушение они чувствуют и определяют как отступление от должного, как нарушение повсеместных, всеми народами соблюдаемых обычаев. Но упоминая о международном праве, московские дипломаты в этих случаях заявляли: "того у великих государей не ведется"; "того ни в которых государствах не только в христианских, и в мусульманских не бывает". Требуются прецеденты. "Какие обычаи, - спрашивают московские дипломаты, - так с вашей стороны все мимо прежней обычаи делаются?"*(26)
Но московские дипломаты знают и другой источник и основание международных прав и обязанностей - договор. Прочные правовые отношения между государствами, полагают они, устанавливаются договором о дружбе и братстве. Они предлагают прибывшему в Москву в 1522 г. послу турецкого султана Сулимана Великолепного Скиндеру заключить такой договор. "У государя у нашего в обычае, - говорят они, - с которыми Государи Государь наш в дружбе и в братстве, ино меж их грамоты утвержденные живут"; "а с которыми есмя с Великими Государи, с своею братиею в дружбе и в братстве, - пишут из Москвы султану, - ино меж нас грамоты шертные были о дружбе и о братстве, и правда межи нас есть. И межи бы нас с тобою также грамоты шертные были о дружбе и о братстве. И правда бы межи нас была и люди бы наши межи нас на обе стороны ездили, и послы ходили нашего здоровья видети"*(27). "Да у тех грамот печати государские живут и правда меж государей бывает. То грамоты о дружбе и о братстве утвержденные", сказано в "памяти", данной Ивану Морозову, отправлявшемуся послом к султану.
Московские дипломаты имели вполне определенное представление и об отдельных институтах и нормах международного права. Это подтверждают сохранившиеся в редком изобилии документы дипломатических сношений Московского государства с государствами Запада и Востока, отчеты послов об исполнении данных им поручений, или так называемые "статейные списки". По ряду международно-правовых вопросов московские дипломаты подчас высказывают свои соображения, не лишенные оригинальности. Было бы весьма благодарной задачей представить очерк воззрений наших дипломатов-юристов, посольских дьяков, - этих наших "легистов" - на отдельные нормы международного права и вообще осветить роль этих дьяков, влияние их на международную политику и на образование международно-правовых обычаев. Такой работы еще нет; она должна стать предметом специального исследования. Имеющиеся пока работы по истории московской дипломатии (Лешкова, Капустина и других) лишь мимоходом затрагивают данную тему.
Как на Западе, так и в Москве принято было называть иностранного государя "братом", указывая этим на равенство их. Иван IV принял за обиду обращение к нему английской королевы Елизаветы со словами "брат и племянник". Ей отвечают: "Государь наш царь и великий князь королевну чтит, а не бесчестит: пишет ее сестрою любительною. И они б такие непригожие речи, что к доброму делу не пристоит, оставили: писали б к государю нашему также как государь наш к королевне пишет"*(28). Шведского короля Эрика XIV Иван IV равным себе не признавал. Послы Эрика жаловались: "иньшые государи все государя нашего пишут с собою во всякой ровности" и предъявили грамоту императора. Московские послы не пожелали взглянуть на грамоту: "цесаревы нам грамоты смотрити нечего, цесарь как захочет, так пишет, о том ему не возбраняет нихто"*(29).
Московским дипломатам известен обычай государей извещать друг друга о восшествии на престол: "Из древних лет то повелось: как который великий государь учинитца на государстве внове, и они, государи, про государство свое во все пограничные государства обвещати посылывали"*(30).
Больше всего данных можно почерпнуть из "статейных списков" взглядах наших дипломатов на посольское право.
Посол не несет ответственности перед иностранными властями, ибо он говорит и действует от имени своего государя, являясь простым передатчиком: мех, "что в него положат, то несет, а послу что велят, то делает"*(31). Иван IV пишет шведскому королю: "на послов пеня положена напрасно будто то их пеня: они не сами приехали, послали их"*(32).
Послы, посланники и гонцы неприкосновенны: "того де у Великих Государей христьянских не ведется, что над посланники или над гонцы что учинить"*(33). Они неприкосновенны и во время войны: "во всех землях рати ходят, а послом и гостем зацепки нет некоторые"*(34), "межи государя ссылка бывает, хотя бы и полки сходилися"*(35); "нигде ни в которых государствах не ведетца, хотя в которое государство послы и посланники, которых государей ни буди, приходят с великою недружбою, ино и нат теми людьми такова безчестья и позор не делаетца, что ныне над нами чинитца"*(36).
Обида, нанесенная послу, наносится всему народу: "кривда посольская есть кривда всих народов"; "посла обидивши, нет вымовы и никто оправданья не приимет"*(37).
Отправлявшиеся в Англию послы должны были пожаловаться на ведение польского короля Сигизмунда: "великих послов", отправленных к нему в Смоленск, "перековав, разослал в заточенье в Полшу и в Прусы, чего николи (чинить. - В.Г.) над послы не ведетца". Он захватил обманом В.И. Шуйского, "учинил: чего нигде, не токмо во крестьянских, ни в мусульманских государствах делать не пригоже"*(38). Московская дипломатия допускает, однако, арест послов в виде репрессалий*(39).
Московское правительство предлагает Персии установить непрерывность посольств: "и послы б и посланники ходили без урыву"*(40).
Много споров возбуждает вопрос о праве послов на беспошлинный провоз своего багажа, причем московские послы строго различают посольский багаж от товаров, привозимых для продажи. Беспошлинный провоз багажа они считают твердо установленной нормой международного права.
Когда в 1501 г. от послов Ивана III, направлявшихся к императору и в Италию, в Литве требуют уплаты пошлин с их "рухляди", они протестуют, ибо, говорят они, "ни в которых государствех того нет, чтобы на послех тамгу имали". Прибывшему в Москву литовскому послу короля Александра велено сказать от имени царя Ивана III: "И мы ся тому дивим, что государь ваш на наших послех велел тамгу взяти; а ни в которых государствех того нет, чтобы на послех тамгу имали. И которую нечесть государь ваш моим послом уличил, что на них велел взяти, и яз бы, против, такую ж нечесть велел тебе учинити, велел бы то на тебе взяти; да не велели есмя на тебе взяти того деля, что ни в которых государствех того нет, чтобы на послех тамгу имали, да не хотячи и своей чти теряти"*(41).
Длительный спор заводят по такому же поводу послы Алексея Михайловича, стольник Потемкин и дьяк Румянцев, когда при проезде через границу Франции в 1667 г. с них потребовали уплату пошлин. "Послом и посланником, - заявляли они, - бывает всякая достойная честь, а того никогда не бывает, чтобы с платья их посольского пошлину имать: и тем их не бесчестят: велим роспись учинить, сколько у нас с посольским платьем и с рухлядью сундуков и чемоданов, а осматривать не дадим: и то мы чиним по самой великой нужде, что подводы нанимаем до Бурдоя на свои деньги"*(42); "просит откупщик с посольского нашего платья пошлины, что ни в которых государствех того послом и посланником великого государя нашего: не бывало"*(43).
Послы пришли в ярость, когда откупщик потребовал пошлины "и с образов, что на них оклады серебряные с каменьем и с жемчуги". "Враг креста Христова!: ты и с того хочешь пошлину, скверный пес, взять?", - ответили ему послы, - "и с посольского нашего платья и с рухляди ни коими меры имать было не мочно, потому посланы мы от великого государя нашего: для братския дружбы и любви, а купецких людей и товаров никаких с нами нет, для того и пошлин имать тебе с нас было не мочно. А видя твое бесстыдство и нрав зверский, как псу голодному или волку несыту, имущу гортань восхищати от пастырев овцы, так тебе бросаем золото, как прах"*(44).
Пошлина была уплачена. Однако по приезде в Париж и после аудиенции у короля послы принесли "думным людям" жалобу на откупщика: он "учинил бусурмански, взял у нас пошлину с животворящего креста господня: и с нашего посольского платья двести золотых червонных и тем учинил нам великое бесчестье; а того ни в которых государствах, не только в християнских, и в мусульманских не бывает, чтоб с послов и посланников: имать пошлину"*(45). По жалобе их король велел уплатить из королевской казны взятую у них пошлину.
При приезде посла Желябужского в Кале в 1662 г. багаж его был подвергнут осмотру; в нем оказалось много соболей, обычно привозившихся московскими послами для подарков. С посла потребовали оплаты их таможенной пошлиной. Посол заявил протест: "Такого образца не слыхали, чтоб у послов государеву казну и их рухляди осматривали и переписывали". Пошлину все же пришлось уплатить*(46).
Аналогичный спор возник и в Персии. Таможенный чиновник ("тамгачей") распорядился "пересматривать и переписывать" всю "рухлядь", которую вез с собой царский посол. Посол запротестовал: ": где слыхано, что над послы и над посланники такое бесчестье и позор делати", ": нас государь наш послал не для торговли, и продажного товару с нами никоторого нет; а такова безчестья и позору ни в которых государствах не ведетца, да и не слыхано, что у послов или у посланников рухлядь переписывать и пересматривать, а нам ныне в государя вашего земле такое безчестье и грабеж делаетца, чево ни в которых землях не слыхано"*(47).
Эти инциденты показывают, с каким упорством отстаивали московские послы свои привилегии, гарантированные им, по их мнению, нормами международного права. О посольских привилегиях и о посольском церемониале московские дипломаты имели свои особые представления, причем одни свои требования они основывали на международном праве - на общем посольском обычае, другие - на начале взаимности*(48).
Московские дипломаты имели определенное, ясное понятие и о договорном праве. "Договор", или "докончанье", заключается письменно, "утверждается" (ратификуется), а договорные грамоты скрепляются печатями и размениваются: "Шаховы послы: со государя нашего бояры о тех о великих делех договор учинят"; "и государь наш пошлет к шаху своих великих послов те дела по тому ж затвердити, и грамоты; докончальные меж себя попишут и розменятца"*(49).
Утверждение (ратификация) договора совершается "крестным целованием": государь целует крест в присутствии послов, принесших грамоту, а послы - на другой грамоте за своего государя, но эта грамота отправлялась с особым посольством к государю-контрагенту, который тоже целовал крест на грамоте*(50).
По воззрениям московских дипломатов, договор, заключенный государем, действует только при его жизни; он прекращается с его смертью: "дивимся вашему разуму, - говорили в Москве в 1561 г. шведским послам, - такие вы люди сверстные, а говорите все неплодно, чево меж государств не ведетца. Пока места в которой земле государя, по та места и перемирные грамоты, а как тово государя не станет, а учинитца на том государстве иной государь ино уж делаютца новые перемирные, а по старым перемирным ни которое дело не правитца". Такой ответ дан был в указание послов, что их король "перемирье додерживает по старой перемирной грамоте отца своего", и государь бы до нового соглашения "раты не всчинал"*(51). В Москве держались еще старой нормы, между тем как на Западе от нее уже отказались, считая, что договоры заключаются государем от себя и от наследников, т.е. от имени государства.
Внутренний правопорядок не может служить поводом к отказу от исполнения принятого на себя по договору обязательства. Иван III считает необоснованным отказ литовского великого князя построить для своей жены Елены, дочери Ивана III, православную церковь ввиду издавна существующего в Литве запрета увеличивать число православных церквей: "С кем будут предкове его да и он имают те права, нам до тех его прав дела нет никоторого; а с нами брат наш князь велики, да и его рада делали на том, что нашей дочери держати свой греческий закон"*(52).
Нарушение договора также всегда рассматривалось московскими дипломатами как действие, противное международному праву: "чего ни в которых государствах не ведетца, что приговорят послы и крестным целованием закрепят, да то бы порушить"*(53). "И перед меж великих государей наших, оприч крестного целованья, какому укрепленью быть? И послы и посланники как ссылатца, коли посолское крестное целованье не крепко и не стоятельно?"*(54) Сами московские государи считали нужным свято хранить заключенные ими договоры. "А что писал еси, будто мы не сдержим печати, ни грамоты, - отвечает Иван Грозный шведскому королю, - ино много великих государств, и во всех тех государствах наше слово непременно живет; и ты там спрося уведай, ино бы то в одной свейской земле переманилося"*(55).
"Статейные списки" дают возможность судить о представлениях, которые московские дипломаты имели о праве войны. Война является крайним средством. Она должна быть справедливой. Отправленному к Сигизмунду и Владиславу послу велено сказать: "Вы добрые дела не хотите, желаете крови. Крестьянские разлития, и Бог свыше зрит, и правду и кривду видит и в правде поможет, а в неправде сокрушит: Нам те ваши грозы не страшны"*(56).
Война не должна была начинаться без объявления. Противнику посылаются "розмирные" или "розметные" грамоты. Литовский князь Александр жалуется Ивану III, что его люди во главе с кн. Оболенским приходили "войною безвестно", и просит, если это сделано было без его ведома, "изсказнити" "тых, которые будут то вчинили"*(57); еще раньше по аналогичному поводу Казимир просил Ивана III виновных "изсказнити", "есть ли то будет без твоего веданья, - пишет он, - сам жо того и посмотри, гораздо ль ся то деет с твоей земли таким явным зачепки и кривды и шкоды деются нашому господарьству.., а нас первей не обсылая"*(58). Александр жалуется, что Иван III при начале войны хотя и послал "розметную грамоту", но предварительно "пустившы войну"*(59). Московским послам в Англии, имевшим поручение склонить англичан к разрыву союза с Швецией и выступлению против нее войной, дают понять, что без предварительного предъявления Швеции определенных требований сделать этого нельзя: "В здешних во всех странах в крестьянских землях тово не ведетца, что не исправдався перед недругом мстить ему недружба"*(60), "не сослався с ним послы и не оправдався перед ним, и не здав своей правды воевать ево нелзе"*(61).
Предпринимая войну, государь должен иметь справедливую причину. Таковой является "неправда" противника, нарушение им своих обязательств или норм международного права*(62).
Война, по представлению московских дипломатов, не должна отражаться на взаимной торговле воюющих государств: "Того нигде нет, что гостей порубати: хоти полки ходят, а гостю путь не затворен, гость идет на обе стороны без всяких зацепок"*(63), "и межи государя ссылка бывает, хоти бы и полки сходилися", - пишет Иван III наместнику своему в Новгороде*(64).
Своеобразные представления имелись в Москве относительно положения военнопленных ("нятцев").
Правилом считался выкуп пленных. Отпуск пленных без "окупа" предполагал наличие соответственного договора. "У Государя нашего, в его земле, - отвечают в Москве литовским послам, - того обычая нет, чтоб нятцев так отпущати"*(65). Странно звучит при этом свидетельство Литовской метрики, что русские вообще не допускают выкупа, удивляясь, "яко хрестьяне хрестиян шацують и продають"*(66). Они, по-видимому, считали такую практику не утвердившейся, ибо в 1557 г., в переговорах с Швецией, вопрос ставился в связь с тем, на чьей из воюющих сторон была справедливость: Швеция, как виновная сторона, должна была за шведских пленных платить выкуп; русские же пленные должны были быть отпущены без выкупа, так как Россия вела справедливую войну*(67). Обычно речь идет об освобождении пленных "на обмену и на окуп"*(68).
Московские государи отказывались возмещать убытки, причиненные войной, уплачивать контрибуцию ("подъем"): "А что подъему просишь, - пишет Иван Грозный в 1581 г. польско-литовскому королю, - и то вставлено з бесерменского обычая: такие запросы просят Татарове, а в хрестиянских Господарствах того не ведется, чтоб Господарь Господару выход давал, того в хрестиянех не ведется, то ведеться в бесерменех: А за что нам тобе выход давати? Нас же ты воевал, да такое плененье учинил, да на нас же правь убыток. Хто тебе заставливал воевать? Мы тобе о том не били челом, чтоб ты пожаловал, воевал! Правь собе на том, хто тебе заставливал воевать, а нам тобе не за што платити"*(69).
Перемирие на время от одного года до десяти лет и мир ("вечный мир") строго различались*(70).
Московские дипломаты имели хорошее представление и о других нормах международного права. У них встречаем упоминания о зависимых государствах (протекторатах). Грузинский царь в 1588 г. просит держать его "под царскою рукою в обереганье"*(71); то же понятие выражается словами: "под своею царскою рукою: и во обереганье", "в присвоенье и во обереганье"*(72), "во оборони"*(73). Существовало представление о свободе моря: "а та дорога Божья"*(74), запретить сношения по морю невозможно*(75). Встречались и такие понятия, как "ad referendum": "яз те речи донесу до государя своего, в том ведает Бог да государь"*(76). Для пограничных споров учреждался "вопчей или сместный" суд: "съехався, обидным делом управу учинили, на обе стороны"*(77), причем устанавливался порядок суда, безапелляционность решений: "суженого не посужати"*(78). Провозглашается религиозная терпимость*(79).
Из сказанного в достаточной мере ясно, что московские дипломаты имели вполне определенное представление об обязательных для государств нормах поведения. Представление это, однако, не выливалось в ту терминологическую формулу, которая считалась общим достоянием западноевропейской дипломатии, давшей совокупности этих норм название jus gentium (право народов). Это название впервые входит в России в употребление при Петре I вместе со всей прочей иностранной терминологией.
- Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917)
- Владимир Эммануилович Грабарь (1865-1956) Биографический очерк
- Предисловие автора
- Очерк первый. Московское государство (XVII век) _ 1. Общая характеристика
- _ 2. Московские дипломаты. Их представления о международном праве
- _ 3. Литературное освещение вопросов международного права
- 1. Разработка воинского устава
- 2. Наставления Максима Грека и сочинения Юрия Крижанича
- _ 4. Посольский приказ и его деятельность
- Очерк второй. Первая половина XVIII века Раздел первый. Время Петра I _ 5. Общая характеристика
- _ 6. Переводческая деятельность
- _ 7. Оригинальная литература по международному праву
- Глава XV говорит "о сдаче крепостей, капитуляции и аккордах с неприятелем".
- _ 8. Отдельные вопросы международного права по официальным актам
- 1. Титул царский (императорский)
- 2. Посольское право а) Ранги послов
- Б) Права и привилегии послов
- В) Посольский обиход и церемониал
- 3. Выдача преступников
- 4. Репрессалии
- 5. Право войны: сухопутной и морской
- 6. Мемориалы Веселовского и Бестужева-Рюмина
- 7. Трактат Шафирова о шведской войне
- 8. Манифест Петра I о виновниках продолжения войны
- 9. Язык и терминология
- Раздел второй. Время ближайших преемников Петра I _ 9. Общая характеристика
- _ 10. Отдельные вопросы международного права по официальным материалам
- 1. Императорский титул
- 2. Посольское право и посольский церемониал
- 3. Восточный вопрос
- 4. Отношение к иностранной прессе. Опровержения
- _ 11. Академия наук и литература международного права
- 1. Деятельность Академии наук*(305)
- 2. Литературные работы
- А) Работы академика Штрубе де Пирмонт
- Б) Высказывания м. В. Ломоносова по вопросам международного права
- 3. Журналы
- Очерк третий. Вторая половина XVIII века _ 12. Общая характеристика
- _ 13. Переводная литература
- 1. Политические трактаты
- 2. Сочинения по международному праву
- 3. Проекты "вечного мира"
- 4. Терминология
- _ 14. Работы Екатерины и ее дипломатов
- _ 15. Отдельные вопросы международного права в официальной переписке
- 1. Императорский титул
- 2. Посольское право
- А) Назначение дипломатических агентов
- Б) Ранги
- В) Права и привилегии дипломатических агентов
- Г) Посольский церемониал
- 3. Отношение к иностранной печати
- 4. Право войны
- 5. Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 г.
- _ 16. Московский университет и преподавание международного права
- _ 17. Работы исторического характера
- Часть IV (1788 г.):
- Глава III посвящена "посланникам".
- Глава IV, самая обширная, трактует о праве войны.
- _ 19. Журнальная литература
- Очерк четвертый. Первая половина XIX века
- Раздел первый. Первая четверть XIX века _ 20. Общая характеристика
- _ 21. Преподавание международного права в университетах
- _ 22. Переводная литература и сочинения иностранцев, служивших в России
- _ 23. Оригинальная литература по международному праву
- _ 24. Международно-правовые взгляды декабристов
- _ 25. Исторические работы
- Раздел второй. Вторая четверть XIX века _ 26. Общая характеристика
- _ 27. Преподавание международного права
- _ 28. Переводная литература
- _ 29. Оригинальные работы теоретического характера
- _ 30. Работы по истории международного права и дипломатии
- 1. Работы по истории международного права
- 2. Работы по истории международного права в России
- 3. Работы по истории дипломатии России
- 4. Работы, касающиеся дипломатических сношений с Англией
- 5. Сборники трактатов
- _ 31. Научная деятельность профессоров и.И. Ивановского, в.Н. Лешкова и а.В. Лохвицкого
- _ 32. Ранние работы д.И. Каченовского и м.Н. Капустина
- Очерк пятый. Вторая половина XIX - начало XX века _ 33. Общая характеристика
- Раздел первый. Био-библиографический обзор работ
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Историко-филологический факультет
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Другие факультеты
- 1. Кафедра государственного и международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Другие факультеты и лица
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Историко-филологический факультет
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие факультеты
- 1. Кафедра международного права юридического факультета
- 2. Другие кафедры юридического факультета
- 3. Другие факультеты
- _ 41. Другие университеты
- 1. Новороссийский (Одесский) университет*(971)
- 2. Варшавский университет*(980) (русская профессура)
- 3. Томский университет*(984)
- 4. Александровский университет в Гельсингфорсе*(988) (русская профессура)
- _ 42. Другие учебные заведения
- 1. Царскосельский (Александровский) лицей*(990)
- 2. Демидовский юридический лицей в Ярославле*(992)
- 3. Петербургский политехнический институт
- 4. Московский коммерческий институт
- 5. Военно-юридическая академия*(997)
- 6. Николаевская морская академия
- _ 43. Министерства
- 1. Министерство иностранных дел*(1004)
- 2. Морское министерство и Министерство торговли и промышленности
- _ 44. Литературно-общественные группировки
- 1. Революционные демократы
- 2. Либералы
- 3. Славянофилы
- 4. Эпигоны славянофилов и консерваторы
- 5. Авторы, не вошедшие в указанные выше группировки
- 6. Переводная литература
- Раздел второй. Тематический обзор литературы (1856-1917 гг.)
- _ 45. Работы и издания общего характера
- _ 46. История международного права и его науки
- 1. История права
- 2. Издание документов дипломатических сношений России с иностранными государствами
- 3. История науки
- _ 47. Основные вопросы международного права
- 1. Понятие и задачи международного права
- 2. Источники права и их кодификация
- 3. Систематика международного права
- _ 48. Субъект международного права
- 1. Виды государств
- 2. Возникновение государств и признание их
- _ 49. Объект международного права
- 1. Территория
- 2. Море. Арктика и Антарктика. Воздушное пространство
- 3. Население
- _ 50. Международный договор
- 1. Общие обзоры
- 2. История договоров
- 3. Юридическая сила договоров
- 4. Сборники трактатов
- _ 51. Общие вопросы организации и органы международного общения
- 1. Общие вопросы организации
- 2. Государственные органы внешних сношений
- Дипломаты XVIII века
- Дипломаты XIX века
- 3. Международные органы
- 4. Судебные органы
- _ 52. Средства разрешения международных споров
- 1. Мирные средства разрешения международных споров
- 2. Принудительные средства разрешения международных споров без разрыва дипломатических сношений
- _ 53. Устранение войны и сокращение случаев ее применения
- 1. Проекты вечного мира
- 2. Пацифизм
- 3. Общества мира и их съезды. Межпарламентский союз
- 4. Сокращение вооружений и разоружение
- _ 54. Право войны
- 1. Библиография
- 2. Война и право
- 3. История права войны
- 4. Общие очерки права войны
- 5. Нормы сухопутной войны*(1139)
- 6. Отдельные нормы права войны
- 7. Нарушение норм права войны
- 8. Морская война
- 9. Воздушная война
- 10. Окончание войны
- 11. Нейтралитет
- 12. Военная контрабанда
- 13. Морская блокада
- 14. Призовое право