logo
В

Часть IV (1788 г.):

I. Статейный список посольства дьяка В.С. Племянникова к императору Максимилиану I в 1518 г.

II. Статейный список великого посольства Годунова в Польшу в 1601 г.

III. Путешествие посланника Ф.И. Байкова в Китай в 1654 г.

IV. Статейный список посольства И. И. Чемоданова в Венецию 1656 г.

V. Статейный список посольства Вас. Лихачева во Францию 1659 г.

VI. Статейный список посольства П.И. Потемкина в Испанию 1667 г.

VII. Статейный список посольства Потемкина во Францию 1667 г.

Часть V (1788 г.):

I. Посольский наказ кн. М.П. Барятинскому 1618 г.

II. Статейный список посольства Н.М. Толочанова в Грузию в 1650 г.

III. Статейный список посольства Б.П. Шереметьева в Краков, Вену, Рим и на Мальту в 1697 г.

Часть VI (1788 г.):

III. Путешествие Исидора во Флоренцию 1436-1445 гг.

IV. Известие об Антонио Поссевине 1580 г.

Часть VIII (1789 г.):

V. Записка о приезде Грузинского царя в 1658 г.

VI. Записка о приезде послов Шведского короля Карла в 1683 г.

Часть XII (1789 г.):

Сношения с Персией, Турцией, Швецией, Польшей, Цесарем и Папой (XVI века).

Часть XV (1790 г.):

VI. Ответ Сигизмунду Августу 4 бояр в 1567 г.

VII. Грамота Ивана IV Шведскому королю 1572 г.

IX. Грамоты, выписанные из статейных списков (18 грамот, большей частью цесарских; сообщено М.М. Щербатовым).

XI. Грамоты бояр к цесарскому послу в Польше 1613 г.

Часть XVI (1791 г.):

III. Зерцало историческое Государей Российских.

VI. "Книга, а в ней собрание, как в прошлых годех Великие Государи Цари и Великие Князья Российские, блаженныя памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович писал в грамотах по окрестным великим Государем:"

_ 18. Работы теоретического характера

Золотницкий В.Т. (род. 1741). Владимир Трофимович Золотницкий - автор первого оригинального русского сочинения о естественном праве. Сведения наши о его жизни весьма скудны*(552). Он родился в 1741 г. в Киевской губернии в семье священника, учился в Киевской Духовной Академии, откуда в 1760 г. перешел на философский факультет Московского университета; был армейским полковником и преподавателем Сухопутного кадетского корпуса, потом переводчиком в Московской Камер-коллегии до 1771 г., когда перешел снова на военную службу. Он участвовал в качестве депутата в Комиссии по сочинению Нового уложения 1767 г. и был членом "Комиссии об училищах".

В истории международного права В.Т. Золотницкому должно быть отведено видное место. Право на это ему дает книга, полное заглавие которой таково: "Сокращение Естественнаго Права, выбранное из разных Авторов для пользы Российскаго общества Владимиром Золотницким". Оно издано в Петербурге в 1764 г. и заключает в себе 147 страниц*(553).

В посвящении кн. Б.А. Куракину автор скромно заявляет: "хотя сей плод моих трудов покажется еще недозрелым и не довольно вкусным, но сие тем для меня простительнее будет, что сие знание еще только в первый раз на Российском языке сообщено свету, а первый плод, каков бы он ни был, обыкновенно бывает домостроителю приятен". Обращаясь затем к читателю, он просит у него извинения, "если в чем или хотя много погрешил", добавляя: ""да и досадовать за критику никому не буду".

Изложение поражает своей простотой и ясностью. Как все руководства по естественному праву, книга Золотницкого в последней своей части дает изложение норм международного права, которое по воззрению всех представителей школы естественного права является не чем иным, как применением к отношениям между государствами норм, которыми руководствуются отдельные лица в естественном состоянии, т.е. до возникновения государства. Это положение, мы знаем, было высказано еще Гоббсом. Золотницкий формулирует его так: "Понеже народы между собою так один к другому относятся, как люди взятые порознь, то что человек должен своему ближнему, то самое один народ в разсуждении другого наблюдать должен"*(554).

Прежде чем перейти к изложению содержания части книги, касающейся международного права, надо ознакомиться вкратце с воззрениями автора на естественное право. Простирается оно, говорит автор: 1. "Начально: до рассмотрения справедливости действий и решения несогласий как разных между собою народов, так государей и их подвластных, находящихся в таком состоянии, где они никаким особливым или естественным гражданским законам неподвержены"; 2. "Вспомогательно оно действует и при существовании гражданских законов" (_ 3, с.2-3).

Согласно естественноправовой доктрине, автор делит все права и обязанности ("обязательства") на "природныя" и "приобретенныя". Я остановлюсь лишь на некоторых нормах, имеющих отношение к международному праву и являющихся как бы предпосылками его. Прежде всего, о суверенитете и самосохранении.

"Общество, - читаем мы (_ 96, гл.I, с.47), - в разсуждении других окрестных обществ есть как бы персона в натуральном состоянии пребывающая, то есть, оно имеет в разсуждении других обществ как действия свободныя, так и совершенное право производить оныя по собственным своим обязательствам; и так оно не зависит никаким образом от других". "Когда действия одного какого общества соединены будут с обидою другого:: то сие имеет совершенное право себя всеми силами защищать и принудить его к отвращению сея обиды, чего в противном случае и войною требовать может" (_ 97, с.47-48).

Последняя часть книги (_ 236-283, с.123-147) посвящена международному праву, которое автор по современной ему русской терминологии называет "народным правом".

Автор излагает предмет в четырех главах: о народном праве; о договорах народов; о посланниках; о праве войны и мира.

Глава I посвящена общим вопросам международного права. "Гражданства в сравнении их между собою называются народами, так же права и обязательства: суть права и обязательства народныя, одним именем называемыя народным правом" (_ 237, с.123). "Сие право есть либо необходимое либо произвольное"; первое относится "к существу гражданства", второе - к тому, "в чем по одному согласию между собою народы бывают" (_ 238, с.124).

Глава II говорит о договорах. Цель договоров - уточнить обязательства государств, вытекающие из естественного права, - "означить не известным должностям способ". Эти договорные нормы большей частью относятся к "праву народов произвольному" (_ 243, с.127). "Просвещенные народы" могут обойтись без них; однако и самые разумные народы тем достовернее будут оныя знать и все обстоятельства оных видеть (_ 244, с.128). Договоры могут быть равные и неравные (_ 245), вещественные и персональные (_ 246, с.229).

Заключать договоры можно и с иноверными, даже с идолопоклонниками (_ 227, с.229). "Понеже существо договора есть согласие с обеих сторон, которое должно быть справедливо, неразсуждая никакого различия людей; ибо отнявши сие, не будет иметь моста между народами договор: следовательно самовольное обещание, данное как иноверному, так и еретику, должно в самом деле исполнить. Из сего исключаются дела, до благочестия и веры касающиеся". "Клятва есть непременна, хотя бы кто ложными богами клялся", ибо он призывал истинное божество "под несправедливыми законами" (_ 109, с.53-54).

Договоры не исполняются: 1) когда постановление договора "противно законам натуры"; 2) когда исполнение его "препятствует произшествию большаго добра" или когда оно невозможно; 3) в случае принуждения "в страхе последней опасности" или "помешательства памяти"; 4) когда контрагент освободит обязавшегося от исполнения договора.