logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 1. Основы производства

Производство по делам об административных правонаруше­ниях — это урегулированная административно-процессуаль­ными нормами деятельность уполномоченных органов и долж­ностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и за­конному назначению наказания лицу, совершившему админи­стративное правонарушение, а также его исполнению.

Административно-процессуальные нормы, регулирующие производство, содержатся в административно-процессуальном законодательстве, отнесенном к совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью законодательства об административных правонарушениях.

На производство в минимальной степени влияют регио­нальные особенности. Поэтому регулирующие его администра­тивно-правовые нормы сосредоточены главным образом в КоАП РФ. Уместно вспомнить, что КоАП РФ к ведению РФ отнес уста­новление порядка производства, порядка исполнения постанов­лений о назначении административных наказаний и т. д. (см. § 2 главы 16).

КоАП РФ определил в основном систему субъектов произ­водства, не исключает создание других в субъектах РФ, но не конкретизирует их формы.

Производство характеризуется множественностью и разно­образием осуществляющих его субъектов, которые могут быть классифицированы по различным критериям.

Выделяются в зависимости:

а) от компетенции, во-первых, субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. По сути дела — это субъекты административной юрисдикции. В

обобщенном виде к ним отнесены судьи, органы, должностные лица; во-вторых, субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела. Среди субъектов данной группы имеются такие, которые в пределах своей компетенции могут и возбуждать, и рассмат­ривать эти дела, а также субъекты, которые уполномочены рас­сматривать дела, но не вправе возбуждать их, и, наоборот, впра­ве возбуждать дела, но не рассматривать их (прокурор и др.);

б) от федеративного устройства РФ — субъекты производ­ства, во-первых, по делам, предусмотренным КоАП РФ. Это су­дьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномочен­ные на то исходя из задач и функций, возложенных на них за­конами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; во-вторых, субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законами субъектов РФ. Это мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолет­них и защите их прав; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; административ­ные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в со­ответствии с законодательством субъектов РФ;

в) от способа разрешения дел — индивидуальные и колле­гиальные субъекты;

г) от принадлежности к судебной или управленческой си­стеме — субъекты, относящиеся: а) к судебной системе. Это судьи судов общей юрисдикции; гарнизонных военных судов; арбит­ражных судов; мировые судьи; б) к управленческой системе. К ней принадлежат все остальные субъекты, составляющие основ­ную массу субъектов производства.

От имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных ор­ганов дела могут рассматривать соответствующие руководите­ли и их заместители, а также иные должностные лица, осуще­ствляющие в соответствии с федеральными законами либо нор­мативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

От имени уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ дела рассматривают упол­номоченные должностные лица органов исполнительной влас­ти субъектов РФ.

В КоАП РФ определены как дела, подведомственные указан­ным органам, так и должностные лица, уполномоченные их рас­сматривать. По общему правилу, должностные лица обладают полномочиями по рассмотрению подведомственных данному органу дел в полном объеме. Иногда их полномочия конкрети­зируются применительно к видам административных правона­рушений в зависимости от должностного положения.

Судьи судов общей юрисдикции, помимо непосредственно подведомственных дел, рассматривают также дела о многих дру­гих, определенных в КоАП РФ, административных правонару­шениях в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о соответствующем административном правона­рушении, передает его на рассмотрение судье.

Субъекты административной юрисдикции, независимо от их правового положения и подведомственных им дел об адми­нистративных правонарушениях, должны руководствоваться тем, что задачами производства по этим делам являются всесторон­нее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоя­тельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению ад­министративного правонарушения (ст. 24.1 КоАП РФ).

Производство должно осуществляться с соблюдением вы­текающих из законодательства принципов. Наиболее общими из них являются следующие.

Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом. Это означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств. А юридические лица — не­зависимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должнос­тных лиц, выполняющих определенные государственные фун­кции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавлива­ются Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении которого ведется производство, считается невинов­ным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотрен­ном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу по­становлением субъекта административной юрисдикции, рас­смотревшим дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственнос­ти, не обязано доказывать свою невиновность, за исключени­ем случаев, предусмотренных примечанием к ст. 1.5. Согласно примечанию указанное положение не распространяется на ад­министративные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ в области дорожного движения, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техни­ческими средствами, имеющими функции фото- и киносъем­ки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеоза­писи (далее — технические средства). Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.

Принцип родного языка. Производство ведется на русском языке — государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство может вестись на государственном язы­ке республики, на территории которой находится субъект ад­министративной юрисдикции, уполномоченный рассматривать дело. Лицам, участвующим в производстве, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом, свободно избранном указанным лицами языке общения, а также пользо­ваться услугами переводчика.

Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением слу­чаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения бе­зопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела выносится субъектом административной юрисдикции, рассматривающим дело, в виде определения.

Принцип законности. Это универсальный принцип, требо­вания которого должны выполняться от начала до завершения производства. Частная его конкретизация в отношении рассмат­риваемого производства состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подверг­нуто административному наказанию и мерам административ­ного обеспечения иначе, как на основаниях и в порядке, уста­новленных законом. Применение административного наказания и мер обеспечения производства осуществляется уполномочен­ными на то органами и должностными лицами в пределах их ком­петенции.

На Генерального прокурора и назначаемых им прокуроров возложен надзор за соблюдением Конституции РФ и исполне­нием действующих на территории РФ законов при производстве, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

КоАП РФ закрепил право лиц, участвующих в производстве, заявлять в письменной форме ходатайства, подлежащие обяза­тельному и немедленному рассмотрению, субъектам админис­тративной юрисдикции. Решение об отказе в его удовлетворе­нии выносится в форме определения.

При наличии хотя бы одного из предусмотренных КоАП РФ обстоятельств по конкретному делу производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся: от­сутствие события административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотрен­ного КоАП РФ для привлечения к ответственности, или невме­няемость физического лица, совершившего их; действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; наличие по одному и тому же факту совершения противоправ­ных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ве­дется производство, постановления о назначении администра­тивного наказания, либо постановления о прекращении произ­водства, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется про­изводство (ст. 24.5).

Если административное правонарушение совершено лицом, которое не подлежит за него административной ответственно­сти на общих основаниях, то после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения дело подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинар­ной ответственности.