logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 3. Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы могут быть подразделе­ны на определенные виды по различным основаниям.

В зависимости от юридического назначения административ­но-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают правовое положение участ­ников управленческих отношений: их права, обязанности, ответ­ственность, основы взаимоотношений. Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотрен­ных материальными нормами административного права (напри­мер, порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами).

Материальные и процессуальные административно-право­вые нормы взаимосвязаны. При этом процессуальные нормы вы­ступают в качестве важной правовой формы гарантий наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных матери­альными нормами.

По юридическому содержанию предписания нормы админи­стративного права подразделяются на обязывающие, запрещаю­щие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).

Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определен­ных данной нормой (например, запрещены на территории Рос­сийской Федерации оборот в качестве гражданского и служеб­ного оружия видов оружия, определенных Федеральным зако­ном «Об оружии», изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, и т. д.).

Уполномочивающая норма содержит предписание, позволя­ющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право граж­данина на обжалование действий и решений государственных ор­ганов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, приме­нить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за со­ответствующее административное правонарушение. См., напри­мер, ст. 14.22 КоАП РФ).

Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, относящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти. Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти по регистрации юридических лиц было при­знано МНС РФ.

Стимулирующие нормы содержат предписания, направлен­ные на создание материальной или моральной заинтересованно­сти субъектов в результатах их деятельности (поведения). Это раз­личные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т. д. Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.

Рекомендательные нормы содержат правила возможного по­ведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности.

По характеру диспозиции административно-правовые нор­мы делятся на императивные, т. е. содержащие строго опреде­ленные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отноше­ний самим определить содержание, порядок и условия своего по­ведения, например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъ­ектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномо­чий. В случае, если такого рода соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

По степени общности выражения правила поведения разли­чают общие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по общему правилу, специальные нормы. Разумеется, что речь идет о нормах равной юридической силы.

По степени полноты изложения правил поведения различа­ют определенные и бланкетные нормы, т. е. в которых само пра­вило поведения не установлено, но дана отсылка к определен­ным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.

В зависимости от государственного устройства и админис­тративно-территориального деления различаются администра­тивно-правовые нормы общефедерального значения, республи­канские субъектов РФ, региональные, местные.

По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соот­ветствующие нормы.

В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нор­мы, устанавливающие административно-правовое положение фи­зических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.

С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие от­ношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

По действию во времени административно-правовые нор­мы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия.

По своему целевому назначению различаются нормы, пред­назначенные для установления, закрепления и развития позитив­ных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответ­ственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.