logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 7. Наложение административного наказания

Этому вопросу посвящена отдельная глава 4 КоАП РФ. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, не касаясь, од­нако, производства по делам об административных правонару­шениях.

Прежде всего сформулированы общие правила наложения наказаний за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться судьи, органы, должностные лица при назначении наказаний за любое административное право­нарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию назначения наказаний. Наказание назна­чается в пределах, установленных законом, предусматриваю­щим ответственность за совершенное правонарушение, в соот­ветствии с КоАП РФ.

Наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему административной ответственности и совершившему админи­стративное правонарушение. Ему возможно назначение нака­зания в пределах санкции, предусмотренной за данное право­нарушение. Не допускается назначение наказания ниже низшего предела.

Наказания физическому лицу за административные право­нарушения должны назначаться с учетом характера совершен­ного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правона­рушений и состояния борьбы с ним; личности виновного (его предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т. д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении наказаний, влекущих неблагоп­риятные для нарушителя последствия (штраф, лишение специ­альных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.

При выявлении и фиксировании административного пра­вонарушения в области дорожного движения с помощью тех­нических средств административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере, наименьшем в пре­делах санкции применяемой статьи КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридичес­кому лицу должны учитываться характер совершенного им ад­министративного правонарушения, его имущественное и финан­совое положение.

При назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие адми­нистративную ответственность.

В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 4.2, 4.3).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответ­ственность, признаются: раскаяние лица, совершившего адми­нистративное правонарушение; предотвращение им последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устра­нение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тя­желых личных или семейных обстоятельств; б) несовершенно­летним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей ма­лолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являют­ся: продолжение противоправного поведения, несмотря на тре­бование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за ко­торое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административ­ного правонарушения; совершение правонарушения: а) группой лиц; б) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвы­чайных обстоятельствах; в) в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающее наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не при­знать данное обстоятельство отягчающим.

При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответствен­ность, является открытым в том смысле, что орган (должност­ное лицо), решающий дело, может признать смягчающими об­стоятельства, не указанные в законодательстве.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, яв­ляется исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отяг­чающим ответственность. При этом учитывается характер со­вершенного правонарушения.

Однако данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие, если они предусмотрены в качестве квалифициру­ющего признака административного правонарушения соответ­ствующими нормами об административной ответственности за его совершение.

Непременным условием законности привлечения к адми­нистративной ответственности является строгое соблюдение пра-

вила, согласно которому за одно и то же административное пра­вонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначе­но одно основное либо основное и дополнительное наказания,

предусмотренные за данное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это правило не пре­пятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нор­мативными правовыми актами.

Назначение административного наказания не освобожда­ет лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.

Порядок назначения административных наказаний разли­чается также в зависимости от того, совершено ли лицом а) не­сколько административных правонарушений либо б) одно дей­ствие (бездействие), содержащее составы административных пра­вонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей). В первом случае админист­ративное наказание назначается за каждое совершенное правона­рушение; во втором, при условии подведомственности рассматри­ваемого дела одному и тому же судье, органу, должностному лицу, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. Лишь в этом случае административное наказание назначается: а) в пре­делах санкции, не предусматривающей назначение наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций пре­дусматривается назначение административного наказания в ви­де предупреждения; б) в пределах санкции, при применении ко­торой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями пре­дусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. При этом могут быть назначены до­полнительные наказания, предусмотренные каждой из соответ­ствующих санкций.

В целях повышения эффективности административных на­казаний законом установлены сравнительно небольшие сроки для их назначения.

Давность привлечения к административной ответственно­сти определяется периодами времени, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об админист­ративных правонарушениях. Их продолжительность установлена в зависимости от особенностей, характера административных правонарушений, наказаний за их совершение, способов опре­деления начала течения сроков. Под этим углом зрения можно выделить общий и специальные сроки давности привлечения к административной ответственности. Общий срок установлен в два месяца. Он исчисляется со дня совершения административ­ного правонарушения. По истечении этого срока постановле­ние по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.

Специальные сроки более длительны по сравнению с об­щим и установлены прежде всего применительно к админист­ративным правонарушениям, имеющим особый характер, неред­ко сложный фактический состав, установление которого требует в том числе и значительного времени. Давность в один год уста­новлена для привлечения к ответственности за нарушение за­конодательства РФ о внутренних морских водах, территориаль­ном мореконтинентальном шельфе, об исключительной эконо­мической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружа­ющей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе.

При длящемся административном правонарушении выше­указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения данные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в воз­буждении уголовного дела или его прекращении.

Административное наказание в виде дисквалификации мо­жет быть назначено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся админи­стративном правонарушении — одного года со дня его обнару­жения.

КоАП РФ предусмотрел возможность приостановления сро­ка давности привлечения к административной ответственности в случае удовлетворения ходатайства привлекаемого к ответствен­ности о рассмотрении дела по его месту жительства. Срок при­останавливается с момента удовлетворения ходатайства до мо­мента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Вопрос о возмещении имущественного ущерба, причинен­ного административным правонарушением, решается судьей од­новременно с назначением административного наказания (при отсутствии спора), а в остальных случаях — в порядке граждан­ского судопроизводства. Следовательно, возмещение имуще­ственного ущерба в административном порядке не допускается.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного ад­министративным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.