logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 5. Административное право в системе российского права

Предмет административного права включает две группы общественных отношений: а) регулируемых, если не исключи­тельно, то главным образом, административным правом (напри­мер, административная ответственность); б) регулируемых во вза­имосвязи с другими отраслями. В силу широты предмета админи­стративное право проникает в сферы отношений, регулируемых другими отраслями права. Соотношение административного пра­ва с ними проявляется адекватно особенностям соответствующих отраслей.

Как известно, базовой отраслью системы российского пра­ва является конституционное (государственное) право. Особая связь административного права с данной отраслью права (зако­нодательства, учебной дисциплины) обусловлена тем, что они яв­ляются отраслями единого публичного права. В известном смыс­ле административное право выступает фундаментальной отрас­лью права, развивающей основные положения конституционного права, обеспечивающей проведение их в жизнь.

Органичная связь административного права с конституци­онным проявляется в том, что его нормы, будучи в принципе основанными и производными от конституционных положений, конкретизируют и развивают принципы и нормы Конституции РФ, определяющие конституционный строй Российской Феде­рации, основы правового положения личности в РФ, федераль­ное устройство, организацию государственной власти РФ, в том числе место и функцию государственной исполнительной влас­ти, основы местного самоуправления в Российской Федерации. Административно-правовые нормы этой группы образуют ос­новной «пласт» норм, обеспечивающих реализацию конститу­ционных начал публичного управления в РФ, его взаимодей­ствия с гражданским обществом, с физическими лицами и их объединениями. Будучи органично связанным с конституцион­ным, административное право не утрачивает своих качеств са­мостоятельной отрасли публичного права: имеет свои предмет, метод и функциональное назначение. В силу этих компонентов оно занимает видное место в системе других отраслей российс­кого права, а следовательно, определенным образом соотносит­ся с ними.

Административное право по многим позициям связано с гражданским правом. Соотношение между ними имеет два ос­новных аспекта: а) их разграничение; б) их взаимосвязь.

Необходимость в разграничении данных отраслей диктует­ся сходством, более того, известным совпадением их предмета, прежде всего в той части, в какой ими регулируются однотипные имущественные отношения. Как известно, основу предмета граж­данского права составляют имущественные отношения, основан­ные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоя­тельности их участников. К имущественным отношениям, осно­ванным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не приме­няется, если иное не предусмотрено законодательством (см. ст. 2 ГК РФ). Существенно и то, что предметом гражданского права могут охватываться также соответствующие отношения, возни­кающие между гражданами.

Субъектами имущественных отношений являются многие органы государственного управления и местного самоуправления, имеющие права юридического лица, которые реализуют в таких отношениях их специальную гражданскую правоспособность.

Для имущественных отношений, регулируемых администра­тивным правом, характерно то, что один из их участников нахо­дится в юридической зависимости от другого участника. Незави­симо от характера связей между участниками такие отношения всегда возникают на основе властного решения уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправ­ления либо их должностного лица. При этом автономия воли и правовой режим имущества другого участника для их возникно­вения не имеют существенного значения. Образно указанные от­ношения можно кратко называть властно- или административ­но-имущественными. Они могут возникать при реализации упол­номоченными субъектами юридически властных полномочий различной направленности, например, при передаче имущест­венных объектов федеральной собственности в собственность субъекта РФ; образовании на базе государственного или муни­ципального имущества предприятий и учреждений; изъятии у ка­зенных предприятий имущества в случаях, допускаемых законом, и т. д.

Вместе с тем во многих сферах, определенных нормативны­ми правовыми актами, общественные отношения регулируются во взаимосвязи с административным и гражданским правом. В высокой степени сопряжены их нормы, касающиеся регистра­ции юридических лиц; регистрации прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним; лицензирования отдельных видов деятельно­сти юридических лиц и т. д.

Индивидуальные акты органов государственного управления и местного самоуправления относятся к юридическим фактам, которые могут влечь возникновение, изменение или прекраще­ние различных гражданско-правовых отношений.

Важно также отметить, что федеральные органы исполни­тельной власти, в пределах их компетенции, могут издавать норма­тивные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

В случаях, установленных законом, гражданские правоотно­шения могут защищаться в административном порядке, в том чис­ле и мерами административной ответственности.

Взаимосвязь административного права с уголовным правом обусловлена наличием смежных и даже общих объектов адми­нистративных правонарушений и преступлений. В случаях, уста­новленных законом, в зависимости от характера правонаруше­ния наступает административная или уголовная ответственность. Юридические критерии разграничения административных пра­вонарушений и преступлений закрепляются указанными отрас­лями права.

Уголовное право предусматривает ответственность за пре­ступные нарушения различных правил, относящихся к админис­тративному праву. В свою очередь, административная ответствен­ность может выступать в качестве общей превенции преступле­ний.

Административное право тесно связано с финансовым пра­вом, регулирующим общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований. Оно сформировалось на базе конституцион­ного и административного права. Поэтому отношения в сфере действия финансового права регулируются либо лишь нормами административного права (образование финансовых органов), либо одновременно нормами административного и финансового права (установление компетенции указанных органов), либо лишь нормами финансового права (содержание решений государствен­ных органов по финансовым вопросам). Следует признать близ­ким к истине утверждение о том, что управленческие отноше­ния, возникающие в результате финансовой деятельности госу­дарства, регулируются административным правом, а собственно финансовые — финансовым правом.

Административное право регулирует широкий круг обще­ственных отношений в сфере действия земельного, экологичес­кого права, выступая в качестве их правовой основы в случаях, когда установление и реализация норм этих отраслей осуществ­ляются органами государства и местного самоуправления мето­дами и в формах, свойственных управленческой деятельности.

Административное право отграничивается от трудового пра­ва по его предмету, основу которого образуют трудовые отноше­ния. Административное право проникает в сферу отношений с участием организаций, регулируемых трудовым правом, ибо их постоянные субъекты — исполнительные органы (должностные лица). Они наделены властными полномочиями совершать дей­ствия, влекущие отношения управленческого характера, сопут­ствующие возникновению, изменению и прекращению трудовых отношений. Изданием административных актов оформляется воз­никновение трудовых отношений, предоставление работникам отпусков, их награждение, перевод на другую работу и т. д. В тес­ной взаимосвязи норм административного и трудового права ре­гулируются государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Нормами административного права устанавливаются полно­мочия органов исполнительной власти и местного самоуправле­ния в области издания правовых актов, содержащих нормы тру­дового права.

Административное право соприкасается также с гражданс­ким процессуальным правом и арбитражным процессуальным правом в той мере, в какой они регулируют порядок разрешения судами подведомственных им дел, возникающих из публичных правоотношений.

Особое место административного права в правовой системе Российской Федерации заключается в том, что оно свойствен­ными ему методами защищает в установленных пределах общест­венные отношения, регулируемые различными отраслями. А его процессуальными нормами нередко регламентируется порядок разрешения споров, возникающих из разных отраслей матери­ального права.