§ 3. Механизм государственного управления
Он опосредуется административным правом, является сложным и многоплановым как в структурном, так и функциональном отношении. Его главными компонентами, кроме субъектов, о которых уже упоминалось, являются функции, формы, методы и стадии. Именно они в наибольшей степени выражают сущность и содержание государственного управления1.
1. Государственное управление не является однородным в функциональном отношении, напротив, характеризуется многообразием своего проявления. В составе его функций многие авторы называют: анализ ситуаций; прогнозирование; программирование; информационное обеспечение; регулирование; организацию; координацию; контроль.
Всесторонний анализ ситуаций, положение дел, происходящих процессов в обществе являются необходимым условием научно обоснованного управления, в том числе правильного определения его целей и задач, эффективных способов их выполнения.
Планирование — определение достижения конкретных результатов деятельности в тот или иной период, а также путей и средств их достижения. Оно представляет собой одновременно функцию и метод управления. Данная функция была незаслуженно дискредитирована критикой социалистической системы планирования, обусловленной господством социалистической собственности, и закономерно легализуется проводимой административной реформой. В положениях о федеральных министерствах предусматривается их обязанность вносить в Правительство РФ проекты планов и прогнозные показатели деятельности министерств. Без планирования невозможно управление, ориентированное на конечные результаты.
Прогнозирование — научное обоснование перспектив, выработка стратегии управления и предвидение его результатов исходя из анализа изменений и процессов, происходящих в жизни общества. Обоснованные, достоверные прогнозы являются необходимым условием правильной организации и осуществления государственного управления, учитывающего во взаимосвязи объективные и субъективные факторы развития.
Программирование как функция управления представляет собой специфический вид планирования. Оно выражается в определении целей деятельности, а также экономических, организационно-правовых условий и средств их достижения.
Информация — базовая функция функционирования исполнительной власти.
Информационное обеспечение составляет основу взаимоотношений между управляющими субъектами и управляемыми объектами, а также осуществления практически всех других функций управления. Обеспечение качественной информацией управляемых объектов является важнейшим направлением деятельности органов управления, значение которого постоянно возрастает.
Регулирование в самом общем виде сводится к установлению определенного правового режима той или иной деятельности либо решению вопроса и его корректировке в зависимости от изменяющихся условий.
В литературе и особенно в периодической печати, а также в нормативных правовых актах часто механически употребляется словосочетание «государственное регулирование и управление» либо «государственное управление и регулирование». В подобных случаях смысл терминов «управление» и «регулирование» зачастую остается неопределенным. Однако прежде всего эти понятия нельзя противопоставлять: оба они выражают управляющее воздействие, что иногда не признается свойством регулирования. Между тем регулирование — это тоже управление, но имеющее особенности, с учетом которых в литературе его обоснованно рассматривают в качестве функции управления.
Вместе с тем указанные понятия нельзя отождествлять. Термин «управление» применяется к случаям осуществления всех или части его функций в отношении управляемого объекта. Оно характеризуется прямой связью между субъектом и подведомственными ему объектами управления, наличием относительно постоянных (часто повторяющихся) административно-правовых отношений между ними. Регулирование отличается узкой специализацией функций и методов управляющего воздействия. Оно реализуется в виде нормативно-правового влияния на процессы, совершающиеся в экономике, технике, медицине, образовании и т. д. Содержание, сфера, методы регулирования во многом определяются особенностями общественных отношений, которые являются объектом его воздействия. Оно может касаться объектов управления (например, естественных монополий, негосударственных коммерческих организаций и т. д.), либо определенных видов деятельности (например, семеноводства), либо применения или использования предметов (например, лекарственных средств), либо определенных вопросов (например, ценообразования, тарифов) и т. д.
Организация как функция управления — вид деятельности, состоящий в формировании системы государственного управления и обеспечении ее функционирования. Она заключается в первую очередь в определении и образовании системы органов государственного управления, установлении их правового положения, формировании государственной службы в этих органах, совершенствовании структуры управления, его форм и методов.
Координация — обеспечение согласованной работы различных органов управления, подведомственных им объектов с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач. Координация может достигаться двумя путями: либо соглашением между ее заинтересованными участниками, либо властным предписанием уполномоченного государственного органа, обязательного для координируемых участников. Например, в целях координации федеральные министерства могут издавать совместные нормативные правовые акты, а в установленных случаях — координировать деятельность других федеральных органов исполнительной власти в порученной тому или иному министерству сфере деятельности.
Контроль заключается в установлении соответствия фактической деятельности правовым предписаниям и заданиям. Он является одним из способов обеспечения дисциплины и законности в деятельности органов государственного управления, организаций, а также физических лиц. Контроль обладает свойством регулирующего воздействия на управляемые процессы. В необходимых случаях он позволяет влиять на изменение, корректировку, отмену принятых решений с точки зрения не только их законности, но и целесообразности. В силу этого контроль выступает элементом управленческого цикла, стадией процесса управления. Значимость контроля состоит также в том, что он выполняет информационную функцию в отношениях между субъектом и объектом управления по принципу обратной связи.
Указанные функции являются общими, характерными для управления в целом.
Формы и методы государственного управления. Государственное управление осуществляется в присущих ему формах характерными для него методами, закрепляемыми в основном административно-правовыми нормами.
Формы государственного управления — это внешние выражения управляющего воздействия. Они классифицируются по разным критериям (см. главу 12).
Методы государственного управления — способы управляющего воздействия на управляемые объекты (субъекты). Они также разнообразны (см. главу 13).
Важно различать функции, формы и методы государственного управления и его органов, которые обладают ими в различном объеме и сочетании в зависимости от особенностей в правовом положении, целей и задач конкретных видов данных органов. Так, не для всех органов характерна координация, лишь специально уполномоченные органы управления вправе применять меры административного принуждения и т. д.
Кроме того, функции органов не следует, как это часто делается, смешивать с их конкретными задачами и полномочиями по осуществлению функций.
Государственное управление осуществляется в определенном порядке. Хотя отсутствуют устанавливающие его общие правовые нормы, тем не менее действующие нормативные правовые акты и административная практика органов государственного управления дают основания для вывода о том, что процесс управления включает следующие стадии: а) определение целей и задач, подлежащих выполнению; б) подготовка и принятие решений, необходимых для их выполнения; в) организация выполнения принятых решений; г) контроль за их выполнением.
Вышеизложенное следует рассматривать лишь как необходимый ориентир при изучении особенностей административного права, но не как определение его предмета.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры