§ 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
Правовое положение военнослужащих непосредственно регламентируется, прежде всего, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Законом РФ «О статусе военнослужащих». Особенность последнего Закона в том, что он регламентирует правовое положение военнослужащего в обществе, а не только его собственно служебный статус.
Иными словами, одновременно устанавливается статус и как военнослужащего, и как гражданина, уволенного с военной службы. При этом имеются в виду права, обязанности и свободы, главным образом сопряженные с конституционными, но с особенностями их реализации в отношении военнослужащих.
По ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащим признается гражданин РФ и иностранный гражданин, проходящий военную службу, и имеет статус, установленный федеральным законом. В указанном Законе статус военнослужащих определяется как совокупность их прав, обязанностей, свобод и ответственности, установленных законодательством и гарантированных государством. Особенности статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В военное время и в условиях чрезвычайного положения особенности правового положения военнослужащих устанавливаются законами РФ о военном положении, о мобилизации и о чрезвычайном положении.
Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не может вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством.
Действия, нарушающие и ущемляющие права военнослужащих в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, признаются отягчающими обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания. Они могут быть задержаны или подвергнуты аресту только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ и общевойсковым уставам Вооруженных Сил РФ.
Необходимо отметить важную особенность в установлении правового статуса военнослужащих, состоящую в том, что федеральные законы, имеющие прямое отношение к его установлению, не содержат специального перечня общих обязанностей и прав военнослужащего. В частности, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлен открытый перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы. Они определены: а) применительно к непосредственному содержанию служебной деятельности: участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства, боевой службы; службы в гарнизонном наряде; исполнение обязанностей в составе суточного наряда; участие в учениях или походах кораблей; выполнение приказа или распоряжения, отданного командиром (начальником); нахождение в служебной командировке; б) месту его нахождения: на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; на лечении; в плену, за исключением случаев добровольной сдачи в плен и т. д.; в) к действиям, признанным судом совершенными в интересах личности, общества и государства (защита жизни и здоровья личности, оказание правоохранительным органам помощи по обеспечению общественной безопасности и т. д.).
Эти положения Закона определяют, когда военнослужащий находится при исполнении обязанностей военной службы, но не перечни их служебных обязанностей и прав, которые подразделяются на три вида: а) общие для всех военнослужащих, например, соблюдать верность Военной присяги, военную дисциплину, добросовестно исполнять должностные обязанности и др.; б) должностные, которые, в свою очередь, различаются в зависимости от вида военной должности, рода войск и др.; в) специальные, которыми военнослужащие наделяются в связи с выполнением ими особых функций военной службы (караульного, постового и др.).
Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством РФ.
Военнослужащие могут быть подразделены на виды по разным основаниям.
В зависимости от отношения к гражданству — на военнослужащих, являющихся гражданами РФ и иностранными гражданами.
По способу замещения воинских должностей — на военнослужащих, выполняющих обязанности военной службы по призыву и в добровольном порядке, т. е. по контракту. В последнем случае ими могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане.
По составу военнослужащих и соответствующим им воинским (войсковыми и корабельными) званиям, а также замещаемым должностям, учреждаемым в системе военной администрации.
Возможна также классификация военнослужащих и по другим основаниям, например, по родам и видам войск, в зависимости от их подведомственности и др.
Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены случаи прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях. Например, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть направлены не на воинские должности в международные организации, на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях и др.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры