logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объ­единений включает комплекс принадлежащих им прав и обязан­ностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами испол­нительной власти и гражданами. Государство, закрепляя адми­нистративную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объединениями, как уже отмечалось, решены в законе о них. Он определяет содержание права граждан на объединение, ос­новные государственные гарантии этого права, статус обще­ственных объединений, порядок их создания, деятельности, ре­организации и ликвидации.

Исходным в определении статуса общественных объеди­нений является запрет на создание объединений, преследую­щих незаконные цели, и осуществление деятельности, посяга­ющей на здоровье и нравственность населения, права и закон­ные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и дея­тельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объеди­нений, а последних — в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь обществен­ных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, т. е. к тому, что в нем должно быть отра­жено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т. п. Их деятельность как юридических лиц регламен­тируется гражданским законодательством. На работников ап­паратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Форма взаи­модействия между ними — согласование либо участие в обсуж­дении и решении вопросов.

Вместе с тем законом закреплены определенные полномо­чия по конкретным вопросам взаимодействия государства и об­щественных объединений.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного са­моуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, ше­ствия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и об­щественных объединениях; вносить предложения в органы го­сударственной власти и др. Важной гарантией прав обществен­ных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмот­ренные законами об общественных объединениях.

Общественные объединения не могут самостоятельно за­ниматься правотворчеством, но в установленных законом слу­чаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы госу­дарственной власти обязаны привлекать полномочных предста­вителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Ре­шения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть при­знаны недействительными в судебном порядке.

Помимо установления общих правовых основ статуса об­щественных объединений государство влияет на них и иными способами.

Органы юстиции осуществляют государственную регист­рацию общественных объединений. Правда, общественное объ­единение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Вместе с тем законом закреплены определенные полномо­чия по конкретным вопросам и взаимодействия государства и общественных объединений.

Орган, регистрирующий общественные объединения, кон­тролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объе­динений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объе­динениями мероприятиях; в установленных случаях может вы­нести руководящим органам объединений письменное предуп­реждение с указанием конкретных оснований вынесения пре­дупреждения1 .

Финансовые органы контролируют источники доходов об­щественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объе­динениями существующих норм и стандартов могут осуществ­лять органы надзора за соблюдением законодательства об охра­не окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидеми­ологических правил и иные органы государственного надзора.

Важнейшей обязанностью общественных объединений яв­ляется соблюдение законодательства РФ. Их деятельность мо­жет быть приостановлена по решению суда в случае наруше­ния Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, за­конодательства РФ.

Порядок приостановления устанавливается федеральными законами.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда при совершении действий, направленных на на­сильственное изменение основ конституционного строя и нару­шение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; при нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неодно­кратных или грубых нарушениях закона или иных правовых ак­тов либо при систематическом осуществлении общественным объ­единением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Статус политических партий непосредственно определя­ется ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». Он регу­лирует реализацию права граждан РФ на объединение в поли­тической партии, а также особенности создания, деятельнос­ти, реорганизации и ликвидации таких партий.

Политическая партия — общественное объединение, со­зданное в целях участия граждан РФ в политической жизни об­щества посредством формирования и выражения их политичес­кой воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления инте­ресов граждан в органах государственной власти и органах мес­тного самоуправления.

Закон устанавливает требования, которым должна удовлет­ворять политическая партия, принципы ее деятельности, спо­собы создания политической партии, основные начала органи­зации ее системы и т. д.

В Законе отражены определенные аспекты административ­но-правового статуса политической партии. В частности, зак­реплен принцип взаимного невмешательства органов государ­ственной власти и их должностных лиц в деятельность полити­ческих партий, равно как и невмешательства политических партий в деятельность органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления.

Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать свое должностное положе­ние в интересах политических партий. Они не могут быть свя­заны решениями политической партии при исполнении своих должностных обязанностей. Данное требование не распростра­няется на депутатов законодательных (представительных) орга­нов государственной власти и местного самоуправления. Струк­туры политических партий не могут образовываться в государ­ственных органах.

Хотя для образования политической партии не требуется разрешения государственного органа, тем не менее государство контролирует создание политических партий в форме их госу­дарственной регистрации, осуществляемой в настоящее время органами юстиции. Законом предусмотрены основания отказа в государственной регистрации политической партии.

Государство осуществляет финансирование политических партий, а их финансовая деятельность контролируется налого­выми органами.

Деятельность политической партии может быть приоста­новлена, а партия ликвидирована лишь по решению суда.

Статус профсоюзных организаций определяется Законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности»1.

Профсоюзы — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессио­нальными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих членов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправ­ления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и непод­контрольны. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллек­тивные договоры, контролируют их выполнение. Они контро­лируют соблюдение законодательства о труде и его охране, име­ют право на организацию и проведение забастовок в соответ­ствии с законодательством.

Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Так, предложе­ния общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитываться федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагива­ющих социально-трудовые права работников; органы исполни­тельной власти и органы местного самоуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с уче­том мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государствен­ными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охра­ны труда и т. д.

Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. Так, в установленных случаях расторжение тру­дового договора с работником — членом профсоюза по ини­циативе работодателя может быть произведено только с пред­варительного согласия соответствующего профсоюзного ор- гана1.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объедине­ниями, органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе: а) социального партнерства; б) взаимодействия сторон трудовых отношений, их представи­телей; в) системы коллективных договоров и соглашений.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечиваю­щими им возможность влиять на формирование властных струк­тур, осуществление их деятельности. Так, они вправе участво­вать в выборах органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в уп­равлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-ку­рортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой фи­зической культуры и спорта и т. п.

Помимо прав, предусмотренных Законом о профессиональ­ных союзах, их права и гарантии деятельности в области соци­ального страхования и охраны здоровья, социального обеспе­чения, улучшения жилищных условий работников устанавли­ваются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.

Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или прекратить их деятельность возможно только в судебном порядке.