logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов

В данном случае имеются в виду основы содержания пра­вового статуса, которое составляют их служебные обязанности и права общего характера, не связанные со спецификой долж­ностных обязанностей. В нормативных актах отсутствует трак­товка данного вопроса, относящаяся к правоохранительной службе в целом.

Сотрудники органов внутренних дел выполняют обязан­ности и пользуются правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законо­дательством, присягой, Положением о службе в органах внут­ренних дел РФ и контрактом.

При исполнении служебных обязанностей они находятся под защитой государства. Никто, кроме органов должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмеши­ваться в его деятельность. При получении приказа или указа­ния, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутрен­них дел обязан принять меры к исполнению закона. В своей служебной деятельности он руководствовался требованиями за­кона и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

За противоправные действия или бездействие, ненадлежа­щее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действу­ющим законодательством.

В отличие от этого для сотрудников таможенных органов и органов наркоконтроля установлены в основном одинаковые пе­речни их общих прав и обязанностей, обусловленных их при­надлежностью к соответствующим видам службы. Они во мно­гом аналогичны тем, которыми обладают гражданские служа­щие. Например, сотрудник имеет право на ознакомление с доку­ментами, определяющими его права и обязанности, получение информации и материалов, необходимых для исполнения долж­ностных обязанностей и т. п.; обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные за­коны и т. п.

В перечень сотрудников таможенных органов включено также их право применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного ору­жия в порядке и случаях, предусмотренных Таможенным ко­дексом РФ (гл. 61).

Однако известно, что правовыми актами РФ такое право предоставлено также определенным сотрудникам других пра­воохранительных органов.

Сотрудники правоохранительных органов признаются так­же находящимися при исполнении должностных обязанностей в случаях участия в служебных мероприятиях (сборах, учениях и др.); действия по защите жизни, здоровья, чести и достоин­ства личности, а также обеспечения собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахожде­ния в положении заложника в связи с исполнением должност­ных обязанностей; следования к месту службы и обратно, на­хождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.

Согласно ФЗ о правоохранительной службе служащим пра­воохранительной службы признается федеральный государствен­ный служащий, осуществляющий профессиональную служеб­ную деятельность на должности правоохранительной службы в соответствии с правовыми актами и контрактом, получающий денежное довольствие за счет средств федерального бюджета, либо находящийся в кадровом резерве (распоряжении) государ­ственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба, или прикомандированный в соответствии с законом и имеющий специальное звание или классный чин.

К служащим правоохранительной службы относятся так­же имеющие специальное звание и чин курсант, слушатель, ру­ководитель, преподаватель образовательного учреждения про­фессионального образования государственного органа, в ко­тором предусмотрена правоохранительная служба. В случаях, предусмотренных федеральным законом, служащим призна­ется гражданин, проходящий испытание при поступлении на службу.

Правовое положение (статус) служащего определяется ФЗ о правоохранительной службе, федеральными законами о ви­дах государственной службы и другими законами РФ о право­охранительной службе.

Служащему выдается служебное удостоверение и специ­альный жетон с личным номером, образцы которых устанавли­ваются Президентом РФ. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность служащего, его долж­ность, специальное звание и классный чин.

Для служащего, применительно к государственным органам, в которых предусмотрена правоохранительная служба, устанав­ливаются форма одежды со знаками различия и символикой, об­разцы которых утверждаются Президентом РФ. Они исполня­ются в едином стиле, отражающем принадлежность федераль­ного государственного служащего к правоохранительной службе.

В соответствии с принципами правоохранительной служ­бы ее служащий в своей деятельности руководствуется зако­нодательством РФ. Никто, кроме лиц, уполномоченных феде­ральным законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречаще­го закону, служащий обязан принять меры к исполнению за­кона.

При исполнении служебных обязанностей служащий под­чиняется только непосредственному и прямым руководителям. Прямыми руководителями являются руководители, которым служащий подчинен по службе, хотя бы и временно. Ближай­ший к подчиненному прямой руководитель является его не­посредственным руководителем.

Служащие, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется за­мещаемой должностью, а при равной должности — специаль­ным званием (классным чином).

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в отно­шении служащего правоохранительной службы допускается в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и за­конных интересов других лиц, обеспечения безопасности госу­дарства.

Служащий не вправе отказаться от выполнения своих обя­занностей по причине угрозы его жизни или здоровью.

ФЗ о правоохранительной службе установлен общий для ее служащих перечень их основных прав и обязанностей. Иные обязанности и права могут быть предусмотрены федеральны­ми законами и другими нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, регулирующими деятельность государ­ственных органов, в которых предусмотрена правоохранитель­ная служба.

В числе общих закон выделяет обязанности служащих со­блюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные за­коны и федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и обеспечивать их исполнение в пределах своих служебных обязанностей, предусмотренных служебным регламентом; обес­печивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интере­сов человека и гражданина, прав и законных интересов органи­заций; знать и уметь применять законодательство РФ в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей.

На них возлагается обязанность поддерживать состояние здоровья и уровень физической подготовки, а также квалифи­кации соответствующим квалификационным требованиям по замещаемой должности. Они должны добросовестно исполнять служебные обязанности, приказы, распоряжения и указания прямых руководителей и непосредственно руководителя, не противоречащие закону и отданные в пределах их полномочий; не допускать злоупотребления предоставленными служебными полномочиями, выполнять требования к служебному поведе­нию, соблюдать ограничения, не нарушать запреты, установ­ленные законами, и др.

В контексте правоохранительной службы важнейшей яв­ляется обязанность служащих, независимо от замещаемой дол­жности, места нахождения и времени принимать возможные и законные меры для предупреждения и пресечения правона­рушений, оказания помощи, в том числе первой доврачебной, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья.

Служебные обязанности служащего по замещаемой долж­ности подлежат специальному регулированию: они определя­ются служебным регламентом.

Наряду с обязанностями установлены требования к пове­дению служащего как при осуществлении служебной деятель­ности, так и во внеслужебное время. Он должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод чело­века и гражданина определяют содержание его профессиональ­ной служебной деятельности; сохранять личное достоинство, не совершать действий, наносящих ущерб его репутации или авто­ритету государственного органа, в котором предусмотрена пра­воохранительная служба; соблюдать политическую нейтраль­ность и не оказывать предпочтения каким-либо организациям и гражданам, не допускать публичного высказывания своего от­ношения к государственным органам, должностным лицам, по­литическим партиям, общественным, религиозным объедине­ниям, иным организациям, отдельным социальным группам и гражданам.

Служащий должен проявлять уважение к обычаям и тра­дициям народов, культурным и иным особенностям различных социальных групп, не допускать действий, нарушающих меж­национальное и межконфессиональное согласие, и т. д.

Перечень основных прав служащего дан также в ФЗ о пра­воохранительной службе. Иные права могут быть предоставле­ны ему правовыми актами Российской Федерации, регулирую­щими деятельность государственных органов, в которых пре­дусмотрена правоохранительная служба.

Основные его права подразделяются на права, необходи­мые для успешного и безопасного исполнения служебных обя­занностей и неслужебные права социально-бытового характе­ра, стимулирующие исполнение этих обязанностей.

К первым, например, относится право на получение в уста­новленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих служебных обязанностей; доступ в уста­новленном порядке в связи с исполнением служебных обязан­ностей в государственные органы, органы местного самоуправ­ления, общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и др.

Особо следует выделить его право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом.

Правоохранительная служба связана с риском. Ее служа­щим нередко приходится противостоять противоправным ин­тересам физических и юридических лиц, при осуществлении служебной деятельности иметь дело с людьми, имеющими про­тивоправные установки, с ущербной психикой, инстинктами мстительности. Поэтому служащему гарантируется его право на государственную защиту своей жизни, здоровья и имуще­ства, жизни, здоровья и имущества членов его семьи, при нали­чии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество ука­занных лиц в связи со служебной деятельностью правоохра­нительного служащего. Служащий имеет также право на защиту своих персональных данных.

К социально-бытовым правам относится право служаще­го на денежное довольствие в размере, обеспечивающем достой­ный уровень его жизни; медицинское обеспечение в объеме, не­обходимом для надлежащего исполнения функций правоохра­нительной службы, и медицинское страхование; государственное страхование жизни и здоровья; государственное пенсионное обеспечение; социально-бытовое обеспечение; надлежащие са­нитарные и организационно-технические условия службы, с учетом особенностей правоохранительной службы; отдых в со­ответствии с ФЗ о правоохранительной службе; создание и уча­стие в деятельности общественных объединений, не преследу­ющих политические цели, в свободное от исполнения служеб­ных обязанностей время.

Служащий, имеющий специальное звание, имеет право на постоянное хранение и ношение закрепленного за ним огне­стрельного оружия и специальных средств. Такое же право мо­жет быть предоставлено также служащему, имеющему класс­ный чин, руководителю соответствующего государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

Ограничения Ограничения на правоохранительной службе, и змреты предусмотренные действующими норматив­на право" ными правовыми актами о ее видах, в основ- °хРанительн°и ном заимствованы из ФЗ об основах государ­ственной службы. ФЗ о правоохранительной службе выделяет ограничения и запреты.

Это два разных аспекта правового регулирования, касаю­щегося правового положения служащего данной службы.

Ограничения, как и в гражданской службе, имеют такое же двойственное назначение. Они относятся как к формирова­нию кадрового состава правоохранительной службы, так и к правовому положению ее служащего. Юридическое значение их в том, что при наличии для них оснований гражданин не может быть принят на правоохранительную службу, служащий не может находиться на такой службе.

Основания для ограничения можно разделить на следую­щие виды (группы): а) ограничения, относящиеся к общей дее­способности: признание соответственно гражданина или слу­жащего недееспособным или ограниченным в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу; б) ограничения, связанные с противоправным поведением: если гражданин и служащий имел или имеет судимость; в) по состоянию здоро­вья: наличие заболевания, включенного в установленный пере­чень заболеваний, препятствующих поступлению на правоох­ранительную службу или ее прохождению; г) невыполнение претендентом условий поступления на данную службу и ее про­хождение; отказ от прохождения процедуры допуска к сведе­ниям, составляющим государственную тайну, и конфиденци­альной информации; д) близкое родство и свойство со служа­щим, если замещение должности правоохранительной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтроль­ностью одного из них другому. Субъектами близкого родства и свойства признаются родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов; е) отсутствие установленного зако­ном общегражданского статуса: выход из гражданства РФ; на­личие гражданства другого государства, если иное не предус­мотрено международным договором Российской Федерации.

Запреты преследуют цель повышения эффективности пра­воохранительной службы, необходимости сосредоточения уси­лий ее служащих на осуществлении служебной деятельности. В них заложен значительный потенциал профилактики злоупот­ребления служебным положением, противодействия коррупции в правоохранительной службе.

Служащему запрещается использовать свое должностное положение в корыстных и иных личных целях, а также для ока­зания не предусмотренного федеральным законом содействия физическим и юридическим лицам. Он не вправе отказываться от выполнения своих служебных обязанностей по причине уг­розы его жизни или здоровью, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, и от выполнения служебных поручений, в том числе не предусмотренных контрактом о правоохрани­тельной службе. Ему запрещается создавать или способствовать созданию в государственных органах, в которых предусмотре­на правоохранительная служба, структур политических партий, религиозных объединений.

Служащий не может заниматься иной, помимо служебной, оплачиваемой деятельностью, за исключением не препятству­ющей исполнению служебных обязанностей педагогической, научной и другой творческой деятельности. Не допускается его самостоятельное или через доверенных лиц участие в управле­нии организациями любых организационно-правовых форм (за исключение участия в общем собрании членов некоммерчес­кой организации), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Граждане РФ при поступлении на правоохранительную службу, а служащие ежегодно предоставляют сведения о дохо­дах, имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном законодательством РФ.

Обязательным элементом правового положения правоох­ранительного служащего является его ответственность за со­вершенные правонарушения. В зависимости от их характера служащий несет уголовную, административную, дисциплинар­ную и материальную ответственность в соответствии с законо­дательством РФ.