§ 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
В данном случае имеются в виду основы содержания правового статуса, которое составляют их служебные обязанности и права общего характера, не связанные со спецификой должностных обязанностей. В нормативных актах отсутствует трактовка данного вопроса, относящаяся к правоохранительной службе в целом.
Сотрудники органов внутренних дел выполняют обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, присягой, Положением о службе в органах внутренних дел РФ и контрактом.
При исполнении служебных обязанностей они находятся под защитой государства. Никто, кроме органов должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона. В своей служебной деятельности он руководствовался требованиями закона и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
За противоправные действия или бездействие, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В отличие от этого для сотрудников таможенных органов и органов наркоконтроля установлены в основном одинаковые перечни их общих прав и обязанностей, обусловленных их принадлежностью к соответствующим видам службы. Они во многом аналогичны тем, которыми обладают гражданские служащие. Например, сотрудник имеет право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности, получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей и т. п.; обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы и т. п.
В перечень сотрудников таможенных органов включено также их право применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (гл. 61).
Однако известно, что правовыми актами РФ такое право предоставлено также определенным сотрудникам других правоохранительных органов.
Сотрудники правоохранительных органов признаются также находящимися при исполнении должностных обязанностей в случаях участия в служебных мероприятиях (сборах, учениях и др.); действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечения собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождения в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; следования к месту службы и обратно, нахождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
Согласно ФЗ о правоохранительной службе служащим правоохранительной службы признается федеральный государственный служащий, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности правоохранительной службы в соответствии с правовыми актами и контрактом, получающий денежное довольствие за счет средств федерального бюджета, либо находящийся в кадровом резерве (распоряжении) государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба, или прикомандированный в соответствии с законом и имеющий специальное звание или классный чин.
К служащим правоохранительной службы относятся также имеющие специальное звание и чин курсант, слушатель, руководитель, преподаватель образовательного учреждения профессионального образования государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба. В случаях, предусмотренных федеральным законом, служащим признается гражданин, проходящий испытание при поступлении на службу.
Правовое положение (статус) служащего определяется ФЗ о правоохранительной службе, федеральными законами о видах государственной службы и другими законами РФ о правоохранительной службе.
Служащему выдается служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером, образцы которых устанавливаются Президентом РФ. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность служащего, его должность, специальное звание и классный чин.
Для служащего, применительно к государственным органам, в которых предусмотрена правоохранительная служба, устанавливаются форма одежды со знаками различия и символикой, образцы которых утверждаются Президентом РФ. Они исполняются в едином стиле, отражающем принадлежность федерального государственного служащего к правоохранительной службе.
В соответствии с принципами правоохранительной службы ее служащий в своей деятельности руководствуется законодательством РФ. Никто, кроме лиц, уполномоченных федеральным законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, служащий обязан принять меры к исполнению закона.
При исполнении служебных обязанностей служащий подчиняется только непосредственному и прямым руководителям. Прямыми руководителями являются руководители, которым служащий подчинен по службе, хотя бы и временно. Ближайший к подчиненному прямой руководитель является его непосредственным руководителем.
Служащие, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется замещаемой должностью, а при равной должности — специальным званием (классным чином).
Ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении служащего правоохранительной службы допускается в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Служащий не вправе отказаться от выполнения своих обязанностей по причине угрозы его жизни или здоровью.
ФЗ о правоохранительной службе установлен общий для ее служащих перечень их основных прав и обязанностей. Иные обязанности и права могут быть предусмотрены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба.
В числе общих закон выделяет обязанности служащих соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и обеспечивать их исполнение в пределах своих служебных обязанностей, предусмотренных служебным регламентом; обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов организаций; знать и уметь применять законодательство РФ в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей.
На них возлагается обязанность поддерживать состояние здоровья и уровень физической подготовки, а также квалификации соответствующим квалификационным требованиям по замещаемой должности. Они должны добросовестно исполнять служебные обязанности, приказы, распоряжения и указания прямых руководителей и непосредственно руководителя, не противоречащие закону и отданные в пределах их полномочий; не допускать злоупотребления предоставленными служебными полномочиями, выполнять требования к служебному поведению, соблюдать ограничения, не нарушать запреты, установленные законами, и др.
В контексте правоохранительной службы важнейшей является обязанность служащих, независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени принимать возможные и законные меры для предупреждения и пресечения правонарушений, оказания помощи, в том числе первой доврачебной, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья.
Служебные обязанности служащего по замещаемой должности подлежат специальному регулированию: они определяются служебным регламентом.
Наряду с обязанностями установлены требования к поведению служащего как при осуществлении служебной деятельности, так и во внеслужебное время. Он должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; сохранять личное достоинство, не совершать действий, наносящих ущерб его репутации или авторитету государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба; соблюдать политическую нейтральность и не оказывать предпочтения каким-либо организациям и гражданам, не допускать публичного высказывания своего отношения к государственным органам, должностным лицам, политическим партиям, общественным, религиозным объединениям, иным организациям, отдельным социальным группам и гражданам.
Служащий должен проявлять уважение к обычаям и традициям народов, культурным и иным особенностям различных социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие, и т. д.
Перечень основных прав служащего дан также в ФЗ о правоохранительной службе. Иные права могут быть предоставлены ему правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба.
Основные его права подразделяются на права, необходимые для успешного и безопасного исполнения служебных обязанностей и неслужебные права социально-бытового характера, стимулирующие исполнение этих обязанностей.
К первым, например, относится право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих служебных обязанностей; доступ в установленном порядке в связи с исполнением служебных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и др.
Особо следует выделить его право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом.
Правоохранительная служба связана с риском. Ее служащим нередко приходится противостоять противоправным интересам физических и юридических лиц, при осуществлении служебной деятельности иметь дело с людьми, имеющими противоправные установки, с ущербной психикой, инстинктами мстительности. Поэтому служащему гарантируется его право на государственную защиту своей жизни, здоровья и имущества, жизни, здоровья и имущества членов его семьи, при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи со служебной деятельностью правоохранительного служащего. Служащий имеет также право на защиту своих персональных данных.
К социально-бытовым правам относится право служащего на денежное довольствие в размере, обеспечивающем достойный уровень его жизни; медицинское обеспечение в объеме, необходимом для надлежащего исполнения функций правоохранительной службы, и медицинское страхование; государственное страхование жизни и здоровья; государственное пенсионное обеспечение; социально-бытовое обеспечение; надлежащие санитарные и организационно-технические условия службы, с учетом особенностей правоохранительной службы; отдых в соответствии с ФЗ о правоохранительной службе; создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политические цели, в свободное от исполнения служебных обязанностей время.
Служащий, имеющий специальное звание, имеет право на постоянное хранение и ношение закрепленного за ним огнестрельного оружия и специальных средств. Такое же право может быть предоставлено также служащему, имеющему классный чин, руководителю соответствующего государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба.
Ограничения Ограничения на правоохранительной службе, и змреты предусмотренные действующими нормативна право" ными правовыми актами о ее видах, в основ- °хРанительн°и ном заимствованы из ФЗ об основах государственной службы. ФЗ о правоохранительной службе выделяет ограничения и запреты.
Это два разных аспекта правового регулирования, касающегося правового положения служащего данной службы.
Ограничения, как и в гражданской службе, имеют такое же двойственное назначение. Они относятся как к формированию кадрового состава правоохранительной службы, так и к правовому положению ее служащего. Юридическое значение их в том, что при наличии для них оснований гражданин не может быть принят на правоохранительную службу, служащий не может находиться на такой службе.
Основания для ограничения можно разделить на следующие виды (группы): а) ограничения, относящиеся к общей дееспособности: признание соответственно гражданина или служащего недееспособным или ограниченным в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу; б) ограничения, связанные с противоправным поведением: если гражданин и служащий имел или имеет судимость; в) по состоянию здоровья: наличие заболевания, включенного в установленный перечень заболеваний, препятствующих поступлению на правоохранительную службу или ее прохождению; г) невыполнение претендентом условий поступления на данную службу и ее прохождение; отказ от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и конфиденциальной информации; д) близкое родство и свойство со служащим, если замещение должности правоохранительной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Субъектами близкого родства и свойства признаются родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов; е) отсутствие установленного законом общегражданского статуса: выход из гражданства РФ; наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Запреты преследуют цель повышения эффективности правоохранительной службы, необходимости сосредоточения усилий ее служащих на осуществлении служебной деятельности. В них заложен значительный потенциал профилактики злоупотребления служебным положением, противодействия коррупции в правоохранительной службе.
Служащему запрещается использовать свое должностное положение в корыстных и иных личных целях, а также для оказания не предусмотренного федеральным законом содействия физическим и юридическим лицам. Он не вправе отказываться от выполнения своих служебных обязанностей по причине угрозы его жизни или здоровью, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, и от выполнения служебных поручений, в том числе не предусмотренных контрактом о правоохранительной службе. Ему запрещается создавать или способствовать созданию в государственных органах, в которых предусмотрена правоохранительная служба, структур политических партий, религиозных объединений.
Служащий не может заниматься иной, помимо служебной, оплачиваемой деятельностью, за исключением не препятствующей исполнению служебных обязанностей педагогической, научной и другой творческой деятельности. Не допускается его самостоятельное или через доверенных лиц участие в управлении организациями любых организационно-правовых форм (за исключение участия в общем собрании членов некоммерческой организации), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Граждане РФ при поступлении на правоохранительную службу, а служащие ежегодно предоставляют сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном законодательством РФ.
Обязательным элементом правового положения правоохранительного служащего является его ответственность за совершенные правонарушения. В зависимости от их характера служащий несет уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры