logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 2. Понятие и принципы правоохранительной службы

Действующие нормативные правовые акты о видах право­охранительной службы, изданные в разное время, с внесенны­ми впоследствии в них изменениями и дополнениями, во мно­гом унифицированы, но сохраняют известные неоправданные различия. Они проявляются в полноте регулирования, принци­пах правоохранительной службы, ее прохождении и т. д. и не обусловлены необходимостью учета особенностей того или ино­го вида правоохранительной службы.

Так, в Положении о службе в органах внутренних дел РФ не дано понятие правоохранительной службы в этих органах; служба в таможенных органах в законе определяется как осо­бый вид государственной службы граждан Российской Федера­ции, осуществляющих профессиональную деятельность по реа­лизации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации; под правоохранительной службой в органах по кон­тролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ, в Положении о ней, понимается вид государственной службы граждан РФ, замещающих должности правоохранитель­ной службы в Государственном комитете РФ (ныне Федераль­ная служба. — Прим. автора) по контролю за оборотом нарко­тических средств и психотропных веществ (Госконтроль Рос­сии) и его территориальных органах.

Общее понятие правоохранительной службы впервые дано в ФЗ о системе государственной службы, согласно которому правоохранительная служба — вид федеральной государствен­ной службы, представляющий собой профессиональную слу­жебную деятельность граждан Российской Федерации на дол­жностях правоохранительной службы в федеральных государ­ственных органах, в службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и право­порядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются спе­циальные звания и классные чины.

Концептуально данное понятие воспринято и ФЗ о право­охранительной службе. Но с обоснованными редакционными уточнениями, не лишенными смыслового значения. По ФЗ о правоохранительной службе специальное звание и классный чин присваиваются не гражданину, а государственному служаще­му правоохранительной службы, т. е. гражданину, но уже за­мещающему должность, следовательно, имеющему самостоя­тельный специальный, в частности, административно-правовой, статус. Вне этого статуса гражданину не могут быть присвоены соответствующее персональное звание и классный чин. Иное дело, что такой статус и присвоение специального звания и классного чина могут быть оформлены одним и тем же актом.

Упомянутым Законом введено также обобщенное условное понятие государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба. Им охватываются также службы, учреждения, которые по своей сути не являются государствен­ными органами.

Правоохранительная служба отличается от гражданской службы по многим их конструктивным элементам. Но первое, что важно подчеркнуть, это то, что правоохранительная явля­ется лишь федеральной службой и осуществляется на должнос­тях не только в государственных органах (как это имеет место в гражданской службе), но и в других структурах правоохрани­тельной системы. Применительно к правоохранительной служ­бе всю их совокупность условно принято называть государ­ственными органами, если нет необходимости выделить какие- либо особенности служб и учреждений.

Перечень государственных органов, в которых предусмот­рена правоохранительная служба, устанавливается Президентом РФ. Однако пока вопрос об организационной системе правоох­ранительной службы в целом остается проблемным. В принци­пе входящие в нее государственные органы можно подразделить на две группы:

а) органы, специально созданные для осуществления задач правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, гос- наркоконтроля, финансового мониторинга, прокуратуры);

б) органы, правоохранительная деятельность которых со­ставляет лишь одну из их функций.

Она не представляет основного назначения соответствую­щих органов, но органично связана с ним и может занимать значительный удельный вес в их деятельности (Минюста Рос­сии, МЧС России, Федеральной таможенной службы).

Принципы правоохранительной службы. Напомним, что в отношении данной службы действуют общие принципы госу­дарственной службы, предусмотренные ФЗ о системе государ­ственной службы. Однако особенности их реализации в право­охранительной службе и дополнительные принципы, выража­ющие ее особенности, в общедоступных нормативных правовых актах о ней не установлены. Ситуацию в целом не меняет тот факт, что в Положении о правоохранительной службе в орга­нах внутренних дел им специально посвящена ст. 2. Здесь гово­рится, что служба в указанных органах «строится в соответ­ствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, под­контрольности и подотчетности сотрудников органов внутрен­них дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливо­го вознаграждения за труд, продвижение по службе по резуль­татам труда, с учетом способностей и квалификации». Очевид­но, что принцип подконтрольности сотрудников в его данной редакции не созвучен с конституционным принципом разделе­ния осуществления государственной власти. Что касается дру­гих принципов, то они должны быть признаны, их соблюдение является необходимым условием нормальной работы органов внутренних дел. Хотя ясно, что их перечень может быть допол­нен принципами равного доступа граждан РФ к правоохрани­тельной службе, единства правовых и организационных основ правоохранительной службы.

Регулирование данных принципов ФЗ о правоохранитель­ной службе нельзя не признать оригинальным и, как представ­ляется, весьма конструктивным. Установлено, что данная служ­ба осуществляется в соответствии с принципами построения и функционирования системы государственной службы РФ, а также характерными для данной службы. К последним отнесе­ны: обязательность соблюдения и защиты прав и свобод чело­века и гражданина; достижение целей правоохранительной службы законными средствами и методами; руководство при реализации государственно-властных полномочий исключитель­но служебными интересами; единство правоохранительной службы в правоохранительных органах; единоначалие и субор­динация (подчиненность) на правоохранительной службе; госу­дарственная защита служащего; обязательный профессиональ­ный отбор при равном доступе граждан к правоохранительной службе; последовательность прохождения правоохранительной службы, присвоения специальных званий и классных чинов; соотносительность обязанностей, запретов и ограничений на правоохранительной службе социальным гарантиям служащего.

По смыслу многие из этих принципов могут быть адапти­рованы и в других видах государственной службы. В данном случае их адаптация к правоохранительной службе является оп­равданной. И оригинальность не в этом, а в том, что закон одно­временно обрисовал условия реализации принципов правоох­ранительной службы, фактически адресуя их главным образом служащему, его правовому положению. Например, служащий в своей деятельности руководствуется законодательством РФ; никто, кроме лиц, уполномоченных федеральным законом, не может вмешиваться в его деятельность и т. п. (см. п. 3 ст. 4). Но ряд положений относится к правоохранительной службе в це­лом. Так, в государственных органах, в которых предусмотрена правоохранительная служба: не допускается создание структур­ных подразделений политических партий, а также деятельность политических партий и их структурных подразделений; не до­пускается проведение забастовок; за правоохранительной служ­бой осуществляется общественный контроль в формах, поряд­ке и на условиях, установленных законодательством РФ.