logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

Глава 21 Дисциплинарное производство

Дисциплинарное производство — разновидность админи­стративного производства. Его основные черты определяются тем, что оно осуществляется по делам о дисциплинарных про­ступках. Субъектом дисциплинарной власти в отношении под­чиненного ему работника, сотрудника, служащего. В отноше­ниях между ними принцип «власть — подчинение» реализует­ся в полной мере. Он имеет специфическую организационную и правовую основу — административное подчинение в процес­се трудовой, служебной деятельности, весьма разнообразной по своим субъектам и характеру. Отсюда множественность субъек­тов дисциплинарной власти и наличие как общих, так и специ­фических актов (норм), регулирующих дисциплинарное произ­водство.

В систему правовых актов, содержащих нормы о дисципли­нарном производстве, входят:

а) федеральные конституционные законы, федеральные за­коны: Трудовой кодекс РФ, законы о государственной службе и др.;

б) указы Президента РФ по вопросам государственной служ­бы, дисциплины должностных лиц и других служащих. Так, ука­зами Президента РФ утверждены от 14 декабря 1993 г. № 2140 (с изменениями от 30 июня 2002 г.). Дисциплинарный устав Воору­женных Сил Российской Федерации, от 16 ноября 1998 г. № 1396 Дисциплинарный устав таможенной службы;

в) правовые акты Правительства РФ, в том числе утвержда­емые им положения и уставы о дисциплине работников и слу­жащих тех или иных отраслей и сфер деятельности;

г) правовые акты других федеральных органов исполнитель­ной власти. Многими такими органами приняты специальные инструкции, регламентирующие производство о применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности работников, служащих в подведомственных им системах;

д) конституции, уставы, законы и иные правовые акты субъектов РФ, регулирующие производство по дисциплинарным проступкам в пределах их компетенции, например, в отношении их гражданских служащих.

Условно к системе рассматриваемых актов можно также от­нести законы, предусматривающие особенности дисциплинар­ного производства в отношении определенных должностных лиц, например, об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ и т. п.

Наиболее общие положения, характеризующие дисципли­нарное производство, сводятся к следующим.

Главными его задачами является установление наличия дис­циплинарного проступка и его состава в действиях привлекае­мого к ответственности, законное и обоснованное назначение ему дисциплинарного взыскания из предусмотренных норматив­ными правовыми актами.

К принципам дисциплинарного производства относятся: за­конность, презумпция невиновности; гласность; объективность и всестороннее исследование доказательств; уважение права и достоинства лица, в отношении которого ведется производство.

Субъектами дисциплинарного производства могут быть лишь уполномоченные на то органы и должностные лица, ко­торые, по общему правилу, одновременно являются субъекта­ми дисциплинарной юрисдикции по данному делу. Но в произ­водстве могут участвовать и другие лица: либо те, кто иниции­ровал производство, или те, чье участие необходимо для принятия правильного решения по делу.

По ТК РФ субъектом дисциплинарной власти является ра­ботодатель (ст. 192). Иначе и неоднозначно решается вопрос о субъектах дисциплинарной власти в нормативных правовых ак­тах о государственной службе. Субъектами дисциплинарной вла­сти по дисциплинарным проступкам, совершенным: гражданс­кими служащими является представитель нанимателя; сотруд­ником органа внутренних дел, наркоконтроля, таможенного органа и т. п. — прямой начальник; военнослужащим — коман­дир (начальник).

В системе правоохранительных органов и военной службы установлены субординационные отношения между сотрудни­ками, военнослужащими. Они имеют иерархическую структу­ру. Исходя из их должностного статуса среди них выделяются прямые и вышестоящие начальники, командиры, а исходя из персональных званий — старшие и младшие.

Прямыми начальниками, командирами являются лица, ко­торым сотрудники, военнослужащие подчинены по службе. Пря­мой начальник, командир является его непосредственным началь­ником. По персональным званиям определяется старшинство со­трудников, военнослужащих; при равных званиях — в соответ­ствии с занимаемой должностью.

Указанная классификация сотрудников, военнослужащих характеризует специфику отношений между ними и положена в основу определения круга участников дисциплинарного про­изводства, характера и объема их дисциплинарной власти.

Прямые начальники, командиры являются субъектами дис­циплинарной юрисдикции. Они могут налагать предусмотренные нормативными правовыми актами дисциплинарные взыскания в пределах их прав. Предоставленные им права принадлежат также вышестоящим начальникам, командирам. Последние имеют так­же право отменить, смягчить или ужесточить дисциплинарное взыскание, примененное прямым начальником, командиром. Но данное правило не является всеобщим. Оно имеет исключение при применении взысканий к военнослужащим. Старший ко­мандир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дис­циплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (на­чальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Он вправе отменить взыскание, если найдет, что оно не соответствует тяжести со­вершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

В системе правоохранительных органов, военной службы не каждый прямой командир (начальник) обладает дисциплинар­ной властью в полном объеме. Например, такой властью обла­дает министр обороны РФ, а также командующие войсками ок­руга, фронта, группой войск, флотом в отношении подчиненных им прапорщиков и мичманов. В Дисциплинарном уставе Воору­женных Сил виды субъектов дисциплинарной власти и объем этой власти определяются в зависимости от тяжести дисципли­нарного проступка, статуса военнослужащих, виновных в его совершении, видов дисциплинарных взысканий, соответствую­щих статусу военнослужащего, которые могут быть к нему при­менены. Так, здесь определены права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных им сол­дат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов. Конкретизирована также дисциплинарная власть командиров (начальников) в соответствии с их воинскими званиями, предус­мотренными по занимаемым должностям, заместителей коман­диров (начальников). В тех случаях, когда, по мнению команди­ра (начальника), к сотруднику, военнослужащему необходимо применить дисциплинарное взыскание, выходящее за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим на­чальником. Начальник, командир при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняе­мой должности.

Необходимой процедурой производства, предшествующей применению дисциплинарного взыскания, является затребова­ние от привлекаемого к ответственности объяснения в письмен­ной форме. Отказ дать объяснения не может быть препятстви­ем для применения дисциплинарного взыскания.

В необходимых случаях до применения дисциплинарного взыскания проводятся проверка, разбирательство, имеющие це­лью установление виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка, правильного приме­нения дисциплинарного взыскания за его совершение.

Сроки, в пределах которых может быть применено дисцип­линарное взыскание, являются императивными, но дифферен­цируются в зависимости от характера дисциплинарного проступ­ка либо его субъекта.

По ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позд­нее одного месяца со дня обнаружения проступка. В этот срок не входит время болезни нарушителя, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительно­го органа работника.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позд­нее шести месяцев со дня совершения проступка. С учетом слож­ности и специфики выявления проступков срок для применения за них дисциплинарных взысканий не может быть позднее двух лет со дня их совершения, а именно: по результатам ревизии, проверки производственно-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. В указанные сроки не включается вре­мя производства по уголовному делу.

Иные сроки применения дисциплинарных взысканий пре­дусмотрены нормативными правовыми актами, устанавливаю­щими дисциплинарную ответственность сотрудников правоох­ранительной службы и военнослужащих.

Дисциплинарное взыскание на сотрудника органов внутрен­них дел должно быть наложено до истечения десяти суток, когда начальнику стало известно о совершенном проступке. В случа­ях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении дисциплинар­ное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня окончания проверки или вынесения окончательного ре­шения по указанным делам. В этот срок не включается время бо­лезни виновного или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни сотрудника, в период его нахождения в отпуске или командировке, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности — более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период на­хождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административных правонарушениях. Данное положение в основном аналогично тому, которое имеется в ТК РФ. В нем лишь не указывается ауди­торская проверка, с которой ТК РФ увязывает двухлетний срок для применения дисциплинарного взыскания.

На военнослужащего дисциплинарное взыскание налагается,

как правило, через сутки, но не позднее десяти суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При определении вины и вида дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его последствия, предшествующее поведение и от­ношение к исполнению служебных обязанностей совершившего проступок и т. д.

За каждый дисциплинарный проступок может быть приме­нено только одно дисциплинарное взыскание. Оно может быть применено в письменной, а замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд также в устной форме. Дисциплинарное взыс­кание в письменной форме объявляется приказом (распоряже­нием). Приказ (распоряжение) с указанием мотивов примене­ния взыскания объявляется привлеченному к ответственности под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение не­медленно, но не позднее одного месяца со дня его применения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводит­ся, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание, примененное приказом, счи­тается снятым, если в течение года со дня его применения со­трудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взыска­нию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, командиром, наложив­шим данное взыскание, равным ему или вышестоящим началь­ником, командиром.

В специфическом порядке применяются и снимаются дис­циплинарные взыскания, связанные с изменениями в должност­ном положении, персональном звании привлеченного к ответ­ственности.

Особенности порядка наложения дисциплинарных взыска­ний на военнослужащих установлены Дисциплинарным уста­вом Вооруженных Сил РФ.

В этом уставе особо и детально регламентируется производ­ство по исполнению каждого вида дисциплинарных взысканий.

Например, о наложенных дисциплинарных взысканиях объявляется: солдатам и матросам — лично или перед строем; сержантам и старшинам — лично, на совещании или перед стро­ем сержантов или старшин и т. п. Запрещается объявлять дис­циплинарные взыскания командирам (начальникам) в присут­ствии их подчиненных.