logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений

Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государ­ственным контролем. Предприятия и учреждения могут созда­ваться уполномоченным собственником государственными органами или органами местного самоуправления; учредителя­ми (участниками) негосударственных коммерческих организа­ций.

Учредительным документом государственного и муници­пального предприятия является устав, который утверждается уч­редителем предприятия.

Учредительными документами государственных учрежде­ний в одних случаях может быть устав, в других — положение об учреждениях данного вида. Естественно, что различен и по­рядок их утверждения.

Учредительными документами негосударственных коммер­ческих предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — учредительный договор; б) хозяйственных обществ, кроме ак­ционерных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них.

Предприятия и учреждения подлежат государственной ре­гистрации в соответствии с федеральными законами: от 8 авгу­ста 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1, от 21 марта 2002 г. «О при­ведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»2, предусматривающим особенности регистрации определенных видов юридических лиц; постановлениями Правительства РФ от 17 мая 2002 г. «Об уполномоченном федеральном органе испол­нительной власти, осуществляющем государственную регист­рацию юридических лиц»3; от 19 июня 2002 г. «Об утверждении Правил ведения государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений»4.

Данные государственной регистрации включаются в госу­дарственный реестр юридических лиц.

Предприятие и учреждение считается созданным с момен­та внесения в государственный реестр юридических лиц запи­си о его регистрации.

Отказ в регистрации возможен в случае непредставления определенных законом необходимых для регистрации докумен­тов, представления документов в ненадлежащий регистрирую­щий орган.

Реорганизация предприятия, учреждения как юридическо­го лица означает его прекращение с переходом прав и обязан­ностей к другим юридическим лицам. Ее формами являются слияние, присоединение, преобразование, разделение и выде­ление из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц.

Реорганизация предприятия, учреждения как юридическо­го лица может быть осуществлена по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными доку­ментами. Она может быть осуществлена также по решению суда, но только в случаях, установленных законом, и лишь в форме разделения юридического лица или выделения из него одного или нескольких юридических лиц.

Ликвидация предприятия, учреждения как юридического лица производится по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; достиже­ние цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в принуди­тельном порядке по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо деятельности, запрещен­ной законом, или иных правовых актов, либо с иными неоднок­ратными или грубыми нарушениями закона. Требование о лик­видации их по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправле­ния, которому право на предъявление такого иска предоставле­но законом.

Предприятие может быть ликвидировано также в случае признания его несостоятельным (банкротом). По этому осно­ванию не подлежат ликвидации казенные предприятия.

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в Единый государственный ре­естр юридических лиц.

Роль административно-правовых норм в случаях создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений про­является в том, что они: а) определяют круг государственных органов и закрепляют их полномочия в решении этих вопросов применительно к государственным предприятиям и учрежде­ниям; б) регламентируют порядок осуществления контрольно- надзорных функций уполномоченными государственными орга­нами и органами местного самоуправления в отношении пред­приятий, учреждений, включающий не только их право, но и обязанность в установленных случаях инициировать вопросы реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений (на­пример, лицензирующие, регистрирующие, антимонопольные и другие органы); в) устанавливают виды органов, уполномо­ченных осуществлять регистрацию предприятий, учреждений; г) закрепляют порядок принятия уполномоченными государ­ственными органами решений о государственной регистрации предприятий и учреждений и ее непосредственное осуществле­ние.

За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью предотвращение злоупотребления доминирующим поло­жением предприятиями или ограничения конкуренции. Поэто­му требуется согласие указанного органа на: а) создание, слия­ние и присоединение объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) слияние и присоединение коммерчес­ких организаций, если сумма их активов по последнему балан­су превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда; в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и му­ниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля ко­торого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может при­вести к возникновению или усилению доминирующего поло­жения соответствующей организации, или ограничению кон­куренции, или представленная документация недостаточна для принятия решения.

Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий, учреждений регулируются законодатель­ными актами РФ, устанавливающими их правовое положение.

Административно-правовой статус структурных подразде­лений государственных предприятий, учреждений может оп­ределяться правовыми актами общефедерального значения (на­пример, бухгалтерий); актами, общими для отдельных видов структурных подразделений предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятельности (например, подразделений, веда­ющих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми ру­ководителями предприятий, учреждений, так как предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих орга­нов управления.