logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 6. Действие правового акта управления

Вступление правового акта в силу означает что его предпи­сания становятся обязательными для тех, на кого распростра­няется его действие. Его соблюдение, а в установленных случа­ях и применение являются обязательными для государственных органов и физических лиц до тех пор, пока он не отменен или не изменен в законном порядке.

Однако действие правового акта определяется не только его обязательным характером, но и пространственными и вре­менными пределами, а также кругом субъектов, на которых оно распространяется. Следовательно, вступление правового акта в силу и его действие — понятия взаимосвязанные, но не тожде­ственные. Правовые акты управления вступают в силу с момен­та, определенного общими правилами вступления их в силу (с момента их официального опубликования, либо установленно­го для данного их вида, либо указанных в самом акте. Правовой акт управления может вступать в силу в полном объеме либо с отложенными сроками вступления в силу отдельных его частей или норм.

Действие правовых актов управления в пространстве. Про­странственные пределы действия правовых актов управления определяются государственным и административно-территори­альным устройством РФ. Согласно Конституции РФ акты Пре­зидента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90), Правительства РФ — обязательны к исполнению в РФ (ст. 115). Нетрудно заметить, что конституционные формулиров­ки сферы действия актов Президента РФ и Правительства РФ различаются, однако юридически необъяснимо, в чем различие в данном случае действия на «территории» РФ и «в РФ», они не выражают различий в их юридической силе.

Нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти также действуют на всей территории РФ.

Правовые акты управления субъектов РФ, по общему пра­вилу, действуют на всей территории данного субъекта либо ее части, определенной в самих актах. В исключительных случаях и условиях правовые акты управления одного субъекта РФ мо­гут действовать на территории других субъектов. Так, в соответст­вии с ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» деятельность, на осуществление которой ли­цензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов со­ответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Прави­тельством РФ.

Правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.

От территориальных пределов следует отличать сферу дей­ствия правовых актов управления. Действие правовых актов Пре­зидента РФ и Правительства РФ, а на уровне субъектов РФ — правовые акты высших должностных лиц и высших органов ис­полнительной власти субъектов РФ не ограничивается какими- либо сферами: они могут быть изданы по любому вопросу их компетенции, а пределы действия — определены в самих актах.

Что касается правовых актов ведомственных и межведом­ственных органов, то они, в зависимости от их компетенции, мо­гут иметь сугубо ведомственное либо вневедомственное значе­ние. Однако в своем большинстве правовые акты таких органов бывают, в основном, двух видов: а) имеющие исключительное ведомственное значение (многие из них не подлежат государ­ственной регистрации и официальному опубликованию). Их ин­дивидуальные, в том числе юрисдикционные, акты всегда явля­ются ведомственными; б) распространяющиеся на не подведом­ственные им предприятия, учреждения, организации, а также физических лиц, например, акты федеральных министерств обя­зательны для исполнения органами государственной власти, орга­нами местного самоуправления, их должностными лицами, юри­дическими лицами и гражданами. Именно такого рода правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опуб­ликованию.

Действие правовых актов управления во времени. Они мо­гут быть изданы на неопределенный и определенный срок дей­ствия, который может быть связан с наступлением тех или иных обстоятельств (отменой чрезвычайного положения и др.). На них распространяется общий правовой принцип: ими регулируют­ся отношения, возникшие после вступления их в силу. Они не имеют обратной силы. Однако по аналогии российского права следует исходить из того, что правовые акты, облегчающие по­ложение субъектов, на которых распространяется их действие, имеют обратную силу, а ухудшающие ее — не имеют.