logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 6. Прохождение гражданской службы

ФЗ о гражданской службе введен должностной регламент, в соответствии с которым осуществляется профессиональная слу­жебная деятельность гражданского служащего. Регламент вве­ден в целях повышения ответственности гражданского служа­щего за неисполнение его должностных обязанностей. Установ­лено, что должностной регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Легального определения понятия последнего еще не дано, но можно утверждать, что речь идет о содержании и порядке осуществления компетенции го­сударственным органом. Косвенное указание на этот счет име­ется о самом ФЗ о гражданской службе. К числу требований к поведению гражданского служащего относится, например, осу­ществление профессиональной служебной деятельности в рам­ках установленной законодательством РФ компетенции государ­ственного органа. В то же время термин «регламент» означает правила регулирования какой-либо деятельности.

В смысловом отношении содержание должностного регла­мента, раскрываемого в Законе, повторяет содержание его ста­тей, относящихся к правам гражданского служащего. Учитывая значимость должностного регламента о регулировании граждан­ского служащего о прохождении гражданской службы, обозна­чим его основные правовые позиции. Он (регламент) включает:

а) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служаще­му, а также к образованию, стажу гражданской службы (госу­дарственной службы иных видов) или статусу (опыту) работы по специальности;

б) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее ис­полнение) должностных обязанностей в соответствии с адми­нистративным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

в) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проекта норма­тивно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

г) сроки и процедура подготовки, рассмотрения проекта уп­равленческих и иных решений, порядок согласования и приня­тия данных решений;

д) порядок служебного взаимодействия гражданского слу­жащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданским служащим того или иного государственного орга­на, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также организациями;

е) перечень государственных услуг, оказываемых гражда­нам и организациям в соответствии с регламентом государствен­ного органа;

ж) показатели эффективности и результативности профес­сиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Исполнение должностного регламента учитывается, во-пер­вых, при проведении конкурса на замещение вакантной долж­ности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятель­ности гражданского служащего, во-вторых, при включении гражданского служащего в кадровый резерв либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соот­ветствующим органом по управлению государственной службой.

Аттестация гражданских служащих, за известными ис­ключениями, замещающих должности гражданской службы в государственных органах, предусмотрена ФЗ о гражданской службе. Данным Законом, а также утвержденным в соответ­ствии с ним Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110

Положением о проведении аттестации государственных граж­данских служащих Российской Федерации определены цели ат­тестации, ее организация и порядок проведения.

Аттестация имеет целью определение соответствия граж­данского служащего замещаемой должности гражданской служ­бы на основе оценки его профессиональной служебной деятель­ности. Ее назначение не только в том, чтобы способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повы­шению профессионального уровня гражданских служащих, но и решению вопросов, связанных с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе и изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

В ФЗ о гражданской службе выделяются гражданские слу­жащие, аттестация которых не может обеспечить достижения ее цели, следовательно, практически нецелесообразна.

Не подлежат аттестации гражданские служащие: а) прора­ботавшие в занимаемой должности гражданской службы ме­нее одного года; б) достигшие возраста 60 лет; в) беременные женщины; г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет. Их аттестация возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска; д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; е) в тече­ние года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Внеочередная аттестация, т. е. до истечения трех лет после проведения предыдущей, может проводиться: а) по согла­шению сторон служебного контракта с учетом результатов го­дового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) по решению представителя нани­мателя в лице руководителя государственного органа или пред­ставителя этого руководителя, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ, после приня­тия в установленном порядке решения: о сокращении должно­стей гражданской службы в государственном органе; об изме­нении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестация проводится аттестационной комиссией. Поря­док формирования комиссии, ее состав, проведение аттестации в наиболее существенных вопросах регламентируются ФЗ о гражданской службе и упомянутым Положением об аттестации.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных пе­ред соответствующим подразделением (государственным орга­ном) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффектив­ности и результативности.

Весьма действенными факторами стимулирования деятель­ности гражданского служащего являются требования закона о необходимости учета при аттестации результатов исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессио­нальных знаний и опыта работы гражданского служащего, со­блюдения гражданским служащим ограничений, отсутствия нарушений запретов, выполнения требований к служебному поведению и обязательств. При аттестации гражданского слу­жащего, наделенного организационно-распорядительными пол­номочиями по отношению к другим гражданским служащим, учитываются также его организаторские способности.

По результатам аттестации гражданских служащих аттес­тационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской служ­бы и рекомендуется включению в установленном порядке в ре­зерв для замещения вакантной должности гражданской служ­бы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской служ­бы при условии успешного прохождения профессиональной пе­реподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации в течение одного месяца изда­ется правовой акт государственного органа о том, что граждан­ский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

Отказ гражданского служащего от профессиональной пе­реподготовки, повышения квалификации или перевода на дру­гую должность гражданской службы является основанием для освобождения гражданского служащего от замещаемой долж­ности гражданской службы и увольнения его с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя. Важным по­следствием внеочередной аттестации гражданского служащего может быть то, что по ее результатам гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть представлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом го­сударственном органе.

Во время прохождения гражданской службы гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», сдают квалификационный эк­замен. В случаях, установленных Президентом РФ, его сдают также гражданские служащие, замещающие должности граж­данской службы категории «руководители».

Квалификационный экзамен. Его цель и порядок сдачи предусмотрены ФЗ о гражданской службе и утвержденным Ука­зом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственны­ми гражданскими служащими Российской Федерации и оцен­ки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

Квалификационный экзамен сдают гражданские служа­щие, замещающие без ограничения полномочий: а) должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечива­ющие специалисты»: б) должности гражданской службы кате­гории «руководители», относящиеся к главной и ведущей груп­пам должностей гражданской службы; в) должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе, но только по решению представителя нанимателя в лице руководителя госу­дарственного органа или представителя этого руководителя, осу­ществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Квалификационный экзамен проводится: а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеюще­му классного чина государственной гражданской службы РФ, первого классного чина по замещаемой должности гражданс­кой службы; б) при решении вопроса о присвоении гражданс­кому служащему очередного классного чина по замещаемой гражданской должности гражданской службы, который присва­ивается гражданскому служащему по истечении срока, установ­ленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине и при условии, что он замещает должность граж­данской службы, для которой предусмотрен классный чин, рав­ный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему; в) при решении вопроса о присвое­нии гражданскому служащему классного чина после назначе­ния его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий. Квалифика­ционный экзамен по инициативе представителя нанимателя мо­жет проводиться по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Квалификационный экзамен по инициативе гражданского служащего признается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после подачи гражданских служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией. Данная комиссия оценивает зна­ния, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданс­ких служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов государственных служащих, сложностью и ответ­ственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не про­тиворечащих нормативным правовым актам РФ методов оцен­ки профессиональных качеств гражданских служащих, вклю­чая индивидуальное собеседование и тестирование по вопро­сам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссия выносит одно из следую­щих решений: а) признать, что гражданский служащий сдал ква­лификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина; б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

По результатам квалификационного экзамена представи­тель нанимателя либо принимает решение о присвоении в уста­новленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет пред­ставление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ о гражданской службе.