logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления

Обеспечение законности и дисциплины в управлении пред­полагает деятельность соответствующих государственных фор­мирований, направленную на:

а) недопущение нарушений в деятельности органов испол­нительной власти, их должностных лиц тех требований и пред­писаний, которые закреплены в действующих законах и подза­конных актах и которыми они руководствуются в своей повсед­невной работе;

б) своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

в) установление причин и условий, им способствующих;

г) привлечение к соответствующей ответственности винов­ных в нарушении законности и дисциплины;

д) разработку и принятие мер, направленных на устране­ние причин и условий нарушений законности и дисциплины;

е) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законности и дисциплины достигается при по­мощи организационно-правовых средств. В своей совокупнос­ти они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.

Данная система включает в себя значительное число раз­личных государственных органов, деятельность которых в раз­ной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.

Для одних органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководст­ву, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, транс­портным, промышленно-энергетическим и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуще­ствляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

Наряду с этим государством образуются и такие органы, де­ятельность которых непосредственно направлена на обеспече­ние законности и дисциплины в государственной и обществен­ной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, федеральные службы и др.).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения закон­ности и дисциплины, наделены для этого юридически-властны­ми полномочиями, что придает их деятельности государствен­но-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины1.

Она осуществляется различными органами государствен­ной власти, а также местного самоуправления.

Особая роль в обеспечении законности и дисциплины при­надлежит Президенту РФ как гаранту Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В процессе деятельности по обеспечению законности и дис­циплины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разно­видности — проверку исполнения и надзор.

Контроль является довольно широкой и объемной право­вой категорией.

Сущность и назначение контроля состоят:

а) в наблюдении за функционированием соответствующе­го подконтрольного объекта;

б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению нару­шений законности и дисциплины;

г) в выявлении причин и условий, способствующих право­нарушениям;

д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясня­ют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной вла­сти, действия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем контролю подлежат те действия граждан и их об­щественных объединений, которые «замыкаются» на сфере уп­равления.

Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблю­дение дисциплины органами исполнительной власти, должнос­тными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и явля­ется составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения (например, вышестоящего орга­на управления).

Проверка исполнения является также необходимым и не­отъемлемым элементом повседневной, оперативной управлен­ческой деятельности руководителей различного ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за свое­временным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомственными им органами, предприятиями, организаци­ями, работниками различных решений, указаний, распоряже­ний, мероприятий, служебных и трудовых обязанностей.

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осу­ществляющих, подразделяется на два вида.

Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).

Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственны­ми органами и должностными лицами за исполнением действую­щих в сфере управления разнообразных специальных норм, об­щеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора сводятся к следую­щему:

а) органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществ­ляют свои функции полномочия в отношении тех объектов, ко­торые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в не­которых случаях в отношении не подчиненных объектов;

б) в процессе контроля могут применяться меры дисципли­нарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административ­ного воздействия к физическим и юридическим лицам;

в) по ныне действующему законодательству органы конт­роля занимаются проверкой различных сторон деятельности под­контрольных объектов; органы административного надзора про­веряют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Существуют различные виды контроля. Так, в зависимос­ти от объема обследуемой деятельности выделяют общий и спе­циальный контроль. Общий контроль предполагает обследова­ние целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуще­ствлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринар­ных правил).

По стадиям проведения контроля выделяют предваритель­ный, текущий и последующий контроль.

Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений. Цель текущего контроля — выясне­ние состояния законности и дисциплины, вынесение оценки пра­вильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполне­ния соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и харак­тера их полномочий можно выделить:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) контроль органов судебной власти.