logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 7. Стимулы гражданской службы

Стимулы в данном случае — побудительные причины, мо­тивы высокоэффективного выполнения гражданским служа­щим взятых на себя обязательств по прохождению гражданс­кой службы. Систему таких стимулов образуют:

а) оплата труда;

б) государственные гарантии на гражданской службе;

в) поощрения и награждения;

г) меры правовой ответственности.

Оплата труда производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельнос­ти гражданского служащего по замещаемой должности граж­данской службы.

Гарантии. Они установлены для обеспечения мотивации эффективного исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профес­сионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных ФЗ о гражданской службе и другими федеральными законами. Эти гарантии де­лятся на основные и дополнительные. Обобщенно эти гаран­тии касаются высокого уровня материального обеспечения (включая своевременное и в полном объеме получение денеж­ного содержания); условий прохождения гражданской службы, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей в со­ответствии с должностным регламентом; отдыха, медицинско­го обслуживания, медицинского страхования; выплат по обяза­тельному страхованию; возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом гражданского слу­жащего и членов его семьи; защиты гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязаннос­тей в случаях, в порядке и на условиях, установленных Феде­ральным законом; государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих и их семей.

Гражданским служащим предоставляются также иные га­рантии, установленные Федеральным законом.

К числу дополнительных гарантий относятся право на про­фессиональную подготовку, транспортное обеспечение в связи с исполнением должностных обязанностей, замещением иной должности при реорганизации или ликвидации государствен­ного органа, единовременную субсидию на приобретение жи­лой площади и др.

Меры поощрения и награды выражают высокую оценку эффективной деятельности гражданских служащих. ФЗ о граж­данской службе к мерам поощрения относит объявление благо­дарности с выплатой единовременного поощрения; награжде­ние почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подар­ка; иные поощрения и награждения государственного органа; поощрения Правительства РФ и Президента РФ; присвоение по­четных званий.

С точки зрения субъектов и форм их применения они мо­гут быть разделены на две группы.

К первой относятся объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощре­ния или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовремен­ного поощрения в связи с выходом на государственную пен­сию за выслугу лет.

Меры поощрения и награждения этой группы применяют­ся по решению представителя нанимателя. При этом выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, за ис­ключением случая выхода на пенсию, производится в порядке и размере, утверждаемых представителем нанимателя в преде­лах установленного фонда оплаты труда гражданских служа­щих.

Решение о поощрении или награждении гражданских слу­жащих, в том числе уходящих на государственную пенсию, оформляется актом (постановлением, распоряжением, прика­зом) государственного органа.

Ко второй группе относятся поощрения Правительства РФ; поощрения Президента РФ; награждения орденами и медалями Российской Федерации.

Решение о поощрении или награждении принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установ­ленном законодательством РФ. В этих случаях единовременное поощрение производится в порядке и случаях, установленных законодательством РФ. Многие связанные с этим процедурные вопросы регламентируются ведомственными актами федераль­ных органов исполнительной власти.

Согласно Закону решение о поощрении или награждении оформляется нормативными правовыми актами РФ (данное по­ложение Закона, как представляется, явилось следствием недо­разумения. Такие вопросы решаются индивидуальными право­выми актами, актами применения норм права). О поощрении или награждении вносится запись в трудовую книжку и лич­ное дело гражданского служащего.

Законодательством субъекта РФ устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданского служащего с учетом положений ФЗ о государственной службе.

Обращает внимание то, что ФЗ о гражданской службе вво­дит некоторые понятия, не раскрывая их содержание. Прежде всего, это касается «поощрения» и «награждения».

В филологическом смысле они совпадают. Поощрение тол­куется как награда. Следовательно, в широком значении слова награждение есть поощрение. Но в Законе сделан акцент на еди­новременном поощрении. По смыслу Закона его суть сводится к выплате определенной денежной суммы, ибо оно не включает даже вручение «ценного подарка» (см. п. 2 ст. 55 ФЗ о гражданс­кой службе), то есть какой-либо другой, кроме денежной, мате­риальной выгоды. Разумеется, что предположения по этому по­воду не внесут должной определенности. Но надо учитывать то, что единовременное поощрение возможно и при выходе на го­сударственную пенсию. Кроме того, термин «выплата» едино­временного поощрения указывает на его денежный характер.

Рассматривая награждение в качестве поощрения, следует отметить свойственные ему особенности: оно выражается в оп­ределенных символах, знаках, орденах и т. п.; не является еди­новременным; возможно лишение его, но по основаниям и в порядке, установленных законодательством.

Основания, порядок, полномочия органов (должностных лиц) по применению награждения обстоятельно регламентиру­ются специальными нормативными правовыми актами.