logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 5. Органы судебной власти и законность в управлении

Основной функцией всей системы судебных органов явля­ется реализация задач правосудия. Она осуществляется субъек­тами судебной власти в процессе конституционного, гражданс­кого, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, орга­низаций, государственных и общественных интересов, тем са­мым способствуя укреплению законности.

Отправление правосудия является основной, но не един­ственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другую функцию, в частности — функцию су­дебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.

Основное содержание судебного контроля как способа обес­печения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их долж­ностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и закон­ных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, принятии мер по восста­новлению нарушенных прав и законных интересов, в привле­чении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются Конституцион­ный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Важная роль в обеспечении законности в сфере управления принадлежит Конституционному Суду РФ. Его правовой статус определен Конституцией РФ (ст. 125), Законом РФ от 24 июня 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» с из­менениями и дополнениями, внесенными Федеральным консти­туционным законом от 15 декабря 2001 г.1

Конституционный Суд РФ, являясь судебным органом кон­ституционного контроля, разрешает в пределах своей компетен­ции исключительно вопросы права. Он разрешает дела о соот­ветствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, Пра­вительства РФ; конституций республик, уставов, а также зако­нов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по воп­росам, относящимся к ведению органов государственной влас­ти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами госу­дарственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ и др.

Он также разрешает споры о компетенции между федераль­ными органами государственной власти, органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Поводом к рассмотрению и разрешению указанных дел в Конституционном Суде РФ является обращение (ходатайство или запрос) в Конституционный Суд РФ Президента РФ, обеих па­лат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Феде­рации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Основанием же к рассмотрению дела является выявленная неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конститу­ции РФ закон, иной нормативный акт и т. п.

Конституционный Суд РФ рассматривает также дела, свя­занные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вслед­ствие применения или подлежащего применению закона в кон­кретном деле. При рассмотрении таких дел он проверяет соот­ветствие такого закона Конституции РФ.

В процессе рассмотрения всех категорий дел Конституци­онный Суд РФ вправе требовать от органов, организаций и лиц предоставления текстов нормативных и иных правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведение прове­рок, экспертиз; дачу консультаций и т. п. Эти требования обя­зательны для тех, кому они адресованы.

Если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения вытекает необходимость устра­нения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшее этот нормативный акт, рас­сматривают вопрос о принятии нового нормативного акта либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нор­мативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Признание не соответствующим Конституции РФ феде­рального закона, нормативного акта Президента РФ, норматив­ного акта Правительства РФ, договора или отдельных их поло­жений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основан­ных на признанных неконституционными полностью или час­тично нормативных актов либо договоров, либо воспроизводя­щих их или содержащих таковые положения, какие были при­знаны неконституционными.

Признание неконституционными нормативного акта, до­говора субъекта РФ служит основанием для отмены в установ­ленном порядке органами государственной власти, других субъ­ектов РФ положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, ка­кие были признаны неконституционными.

Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нару­шением их конституционных прав и свобод, он признает не со­ответствующим Конституции РФ примененный в конкретном деле закон, то его решение является основанием для обязатель­ного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.

Разрешая дела в пределах своей компетенции, принимая ре­шения, которые обязательны на всей территории РФ для всех органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, Конституционный Суд РФ вы­полняет тем самым свою конституционную обязанность — обес­печение законности в РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам.

В порядке гражданского судопроизводства суды рассматри­вают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку дей­ствиям органов исполнительной власти, их должностным лицам, а также издаваемым ими управленческим актам. К таким делам относятся, например, споры о восстановлении на работе, о на­рушении авторских прав, о неправомерных действиях нотари­усов, о неправильной записи в книге актов гражданского состо­яния, о допущенных неточностях в списках избирателей и т. п.

При рассмотрении названных и других дел суд, решая воп­рос по существу, изучает с позиций закона правомерность дей­ствий органов исполнительной власти, должностных лиц, изда­ваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятельностью. При этом он выносит решение о восста­новлении нарушенных прав граждан.

В процессе рассмотрения уголовных дел, в особенности тех, которые связаны с должностными преступлениями, суд с по­зиций законности исследует и дает правовую оценку действиям должностных лиц как работникам управленческого аппарата.

Если при рассмотрении гражданских и уголовных дел суд усмотрит нарушения законности, дисциплины в работе соответ­ствующего органа, предприятия, учреждения, организации, вы­явив при этом условия и причины нарушений, он вправе выне­сти частное определение в адрес руководителя органа, предпри­ятия, учреждения, организации либо в вышестоящие инстанции, которые должны в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности.

В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных лиц к ответственности.

Суд рассматривает также жалобы лиц (физических и юри­дических) на постановления органов и должностных лиц о на­ложении административного наказания.

Граждане также могут обратиться в суд с жалобой на дей­ствия (решения) органов исполнительной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражда­нина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Установив обоснованность перечисленных выше жалоб, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязы­вает удовлетворить требование граждан, отменяет примененные к нему меры ответственности.

Таким образом, в процессе рассмотрения жалоб граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за дея­тельностью соответствующих органов исполнительной власти и должностных лиц в области, например, производства по делам об административных правонарушениях; за законностью изда­ваемых ими актов, тем самым обеспечивая законность, защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений, органи­заций.

Судебный контроль в сфере управления осуществляют ар­битражные суды. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ, За­коном РФ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Россий­ской Федерации»1, Арбитражным процессуальным кодексом РФ2, принятым 27 июля 2002 г., арбитражные суды осуществля­ют судебную власть при разрешении дел по экономическим спо­рам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Разрешая дела, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействуя тем самым укреплению законности и предупреждению правонарушений в указанной сфере.

К делам по экономическим спорам, возникающим из адми­нистративных правоотношений и подведомственным арбитраж­ному суду, относятся: о признании недействительными (полно­стью или частично) ненормативных актов государственных ор­ганов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым ак­там и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установлен­ный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с орга­низаций и граждан штрафов государственными органами, орга­нами местного самоуправления и иными органами, осуществ­ляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществля­ющими контрольные функции, в бесспорном порядке с наруше­нием требований закона или иного нормативного акта, и др.

Разрешая перечисленные споры, арбитражные суды вправе истребовать у соответствующих органов и должностных лиц не­обходимые документы, в том числе и правовые акты, для их изу­чения и проведения экспертизы, поскольку они могут быть пись­менными доказательствами при разрешении спора. Тем самым они контролируют правомерность и законность актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц, т. е. от­ветчиков. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону либо издание его с превышением полномочий, ар­битражный суд принимает решение в соответствии с законом.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда является обязательным для всех государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Немедленному исполнению подлежат решения арбитражного суда о признании недействи­тельными актов государственных органов, органов местного са­моуправления и иных органов. Принудительное исполнение ре­шения, вступившего в законную силу, осуществляется на осно­вании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом.

Если в результате разрешения спора будут выявлены нару­шения закона и иных правовых актов со стороны органа испол­нительной власти, должностного лица, арбитражный суд впра­ве вынести частное определение в адрес соответствующих ор­ганов, должностных лиц.

Таким образом, содержанием контроля арбитражных судов является проверка ими при разрешении экономических споров, вытекающих из административных правонарушений, соответ­ствия актов и действий органов исполнительной власти, их дол­жностных лиц требованиям законности и принятие мер по ус­транению обнаруженных правонарушений.

Закон РФ от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Рос­сийской Федерации»1 закрепил единую судебную систему, в ко­торую, кроме ныне действующих судов, входят специализиро­ванные федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи. Специализированные федераль­ные суды рассматривают гражданские и административные дела, а мировые судьи, кроме этого, и уголовные дела.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ создается для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ кон­ституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования консти­туции (устава) субъекта РФ.

Несомненно, деятельность названных судов и мировых су­дей служит укреплению законности во всех сферах государствен­ной и общественной жизни, в том числе в сфере управления.