logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

Глава 22

О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти

Жалобы — вид обращений граждан, следовательно, произ­водство по ним является частным вопросом производства по об­ращениям граждан, которое является обязательным во всех го­сударственных органах и органах местного самоуправления. Не­редко оно обозначается также производством о рассмотрении заявлений, предложений и жалоб граждан — понятием, как из­вестно, более узким, чем обращения, но более широким, чем жалобы. Систему нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регламентирующие производство по жалобам в органах исполнительной власти, образуют: а) Указ Президиу­ма Верховного совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII (в ре­дакции 02.02.88) «О порядке рассмотрения предложений, заяв­лений и жалоб граждан», применяемый в части, не противоре­чащей действующему законодательству РФ; б) тематические (отраслевые) федеральные законы, например, гл. 7 Таможенного кодекса РФ; в) указы Президента РФ и Правительства РФ иногда содержат конкретные нормы по вопросам обжалования; г) специ­альные нормативные правовые акты, главным образом, инструк­ции федеральных органов исполнительной власти, регламенти­рующие порядок рассмотрения обращений граждан в соответ­ствующих органах либо также в подведомственных им органах, предприятиях, учреждениях и организациях; д) нормативные правовые акты субъектов РФ, как правило, об обращениях граж­дан. Как федеральные правовые акты, так и субъектов РФ име­нуются актами либо об обращениях граждан, либо о порядке рас­смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, имея при этом аналогичное содержание.

Нормы о производстве по жалобам могут содержаться так­же в нормативных правовых актах о делопроизводстве, органи­зации работы осуществляющих его подразделений, должност­ных инструкциях их работников.

Органы исполнительной власти обязаны принимать жалобы граждан и разрешать их в соответствии с действующим зако­нодательством. Данное правило действует при соблюдении оп­ределенных условий. Жалобы подаются в те органы или тем дол­жностным лицам, которым непосредственно подчинены орга­низации и должностные лица, действия которых обжалуются. Должна быть соблюдена установленная форма обращения. Оно должно иметь подпись гражданина с указанием фамилии, име­ни, отчества, а также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Это, однако, не ис­ключает права уполномоченных органов проверки анонимных сообщений о готовящихся терактах, совершенных тяжких пре­ступлениях и т. п.

Ответственным за организацию и состояние производства по жалобам в органе исполнительной власти в целом является руководитель соответствующего органа. Другие должностные лица данного органа, его структурных подразделений непосред­ственно разрешают жалобы по подведомственным им вопросам в соответствии с их компетенцией. Причем подписывать реше­ния по жалобам или ответы на них могут уполномоченные на то должностные лица.

Органы и должностные лица, к ведению которых не отно­сится решение вопросов, поставленных в жалобе, направляют ее не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, изве­щая об этом гражданина, подавшего жалобу.

Письменные жалобы подлежат обязательной регистрации по установленной форме в специальных книге или журнале либо фиксируются на магнитных носителях информации. Им при­сваивается входящий номер, подтверждающий принятие жало­бы к рассмотрению. Отсутствие входящего номера означает, что жалоба не принята к рассмотрению и тем самым нарушается срок, установленный для разрешения жалобы. Данное обстоя­тельство, помимо бюрократических осложнений, может, по су­ществу, затруднить защиту гражданином своего субъективно­го права. Нередко несоблюдение срока принятия решения по жа­лобе может повлечь для него неблагоприятные последствия, например, пропуск специального срока на судебную защиту, ущемление имущественных прав и др.

Деятельность по рассмотрению зарегистрированных жалоб (их направление для проверки специалистам, истребование зак­лючений по жалобам, получение объяснений от субъектов, чьи действия, решения обжалуются, соблюдение срока разрешения жалоб и т. д.) находится под контролем уполномоченных лиц дан­ного органа. В зависимости от характера жалоб ими могут быть лица, зарегистрировавшие жалобу, лица, которым поручена орга­низация проверки жалобы, и др.

Устная жалоба может быть внесена лично в орган или его должностному лицу, уполномоченному на ее разрешение. Как

известно, руководители и другие должностные лица обязаны вес­ти личный прием граждан, который фиксируется в специальных книгах или журналах приема граждан. По поступившим устным жалобам принимаются оперативные меры либо они берутся на контроль и решение по ним принимается после их необходимой проверки.

В нормативных актах могут предусматриваться случаи ус­тного обжалования. Например, Таможенный кодекс РФ устано­вил в качестве основной письменную форму обжалования ре­шений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица. А устную форму отнес к упрощенному по­рядку обжалования при наличии указанных в кодексе условий (ст. 57). Упрощенный порядок заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответ­ственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалова­ния решения, действия (бездействия) начальника таможенно­го поста — к начальнику таможни, в регионе деятельности ко­торой находится данный таможенный пост. При этом устная жалоба рассматривается безотлагательно и решение по ней при­нимается незамедлительно.

В зависимости от характера и значимости жалобы она бе­рется на «особый контроль» руководителя органа или его заме­стителя. На аналогичный контроль берутся также жалобы, от­веты на которые подписываются указанными должностными лицами. Должностные лица и органы обязаны принимать меры для объективного разрешения вопросов, поставленных в жало­бе; обоснованные решения по жалобам и обеспечивать своевре­менное и правильное исполнение этих решений; сообщать граж­данам в письменной или устной форме о решениях, принятых по жалобам, а в случаях их отклонения указать мотивы.

Конфиденциальные сведения, ставшие известными долж­ностным лицам при рассмотрении жалоб граждан, не могут быть использованы во вред им, если они могут повлечь ущемление че­сти и достоинства граждан.