logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих

Административно-правовой статус государственных служа­щих в общем характеризуется тем, что1:

а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на госу­дарственной службе;

б) деятельность государственных служащих подчинена осу­ществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

в) служебные права и обязанности государственных слу­жащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязаннос­ти — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление служащими служебных прав и обязан­ностей гарантируется законодательством;

д) законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

е) они имеют право на продвижение по службе, т. е. на слу­жебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права ус­танавливаются нормативными актами;

ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонару­шения.

В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями:

б) обязанностями и правами по занимаемой должности го­сударственной службы2.

Права и обязанности государственного служащего делятся на общегражданские и те, которыми он наделен в качестве го­сударственного служащего. Они образуют основу его админис­тративно-правового служебного статуса.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также не­сут обязанности перед обществом наравне со всеми граждана­ми. Ограничения возможны с их согласия. Например, в уста­новленных случаях государственные служащие не могут зани­маться предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор — быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктует­ся интересами нормального функционирования государствен­ной службы.

Обязанности и права государственного служащего, состав­ляющие содержание его административно-правового статуса, могут быть подразделены на служебные и не служебные. Слу­жебные относятся к содержанию его профессиональной дея­тельности. Не служебные — непосредственно не направлены на ее осуществление, но неотъемлемы от статуса государствен­ного служащего, обусловлены его принадлежностью к государ­ственной службе.

Служебные обязанности и права предоставляются госу­дарственным служащим для успешного осуществления служеб­ной деятельности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные для данного вида го­сударственной службы, обладание которыми связано с конк­ретными должностями.

В свою очередь, общие служебные права и обязанности мо­гут быть подразделены на две подгруппы.

Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности. Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюде­ние и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их долж­ностных полномочий, за исключением незаконных; поддержи­вать уровень квалификации, достаточный для исполнения слу­жебных обязанностей. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обя­занности по занимаемой должности государственной службы; получать необходимые для исполнения должностных обязан­ностей информацию и материалы и т. д.

Вторую подгруппу составляют служебные права и обязан­ности, сопутствующие статусу государственных служащих. Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву ав­торитета государственной службы; имеют право знакомиться со всеми материалами своего личного дела, требовать приобщения к личному делу своих объяснений. Обязанности и права этой подгруппы не влияют на содержание служебной деятельности.

Характер и объем специальных обязанностей и прав госу­дарственных служащих зависят от вида государственной служ­бы, правового положения органа, в котором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности. Так, специальными являются обязанности и права главных бухгал­теров в области бухгалтерского учета и отчетности, налоговых инспекторов — в области контроля за соблюдением налогового законодательства и т. д. Они предусматриваются в законах, дол­жностных регламентах и других правовых актах.

Имеются особенности в классификации обязанностей и прав сотрудников правоохранительных органов, военнослужа­щих. Так, обязанности военнослужащих делятся на общие, дол­жностные и специальные. К общим обязанностям отнесены за­щита государственного суверенитета и территориальной цело­стности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются законодательными актами, воински­ми уставами и другими нормативными документами. Так, ко­мандиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и моби­лизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисциплину, безопасность военной службы, состоя­ние и сохранность вооружения и т. д.

Специальные обязанности и порядок их выполнения уста­навливаются законодательством и общевойсковыми уставами. Специальные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных на­рядах, при чрезвычайных обстоятельствах. Для выполнения спе­циальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до­полнительными правами — на применение оружия, предъяв­лять требования, обязательные к исполнению, подчинению строго определенным лицам.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятству­ющие выполнению государственными служащими их служеб­ных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.

Предусмотрена административная ответственность за зло­стное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внут­ренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных ор­ганов и т. д.

Создание нормальных условий для служебной деятельнос­ти работников — одна из важнейших обязанностей руководи­телей, невыполнение которой может повлечь их ответственность в соответствии с действующим законодательством.