logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации

Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполни­тельной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод че­ловека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституцион­ных контрольных полномочиях.

Президентский контроль в сфере управления осуществля­ется в двух основных формах:

а) непосредственный контроль Президента РФ;

б) президентский контроль через соответствующие прези­дентские структуры.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на феде­ральном уровне. Например, по представлению Председателя Пра­вительства РФ он назначает на должность министров; назнача­ет представителей России в иностранных государствах, высшее командование Вооруженных Сил и др.

Президент РФ, решая вопросы о назначении на должность, одновременно контролирует деятельность должностных лиц, осу­ществляющих подбор кандидатур на соответствующие должно­сти.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно кон­тролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Правительством РФ по важ­нейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства РФ, Президент РФ имеет право, в частности, отменять постановле­ния и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, принимать решения об отставке Правитель­ства РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполни­тельной власти»1 ему подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство обо­роны РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.). Его конт­рольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность.

Значительную роль в осуществлении президентского кон­троля играет Администрация Президента РФ. В соответствии с Положением об Администрации Президента РФ2, утвержденным Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г., она осуществляет кон­троль и проверку исполнения федеральных законов, указов и рас­поряжений Президента РФ.

Важные функции и полномочия по обеспечению консти­туционных контрольных полномочий Президента РФ осуществ­ляет Контрольное управление Президента РФ, его основные за­дачи, функции и полномочия определены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 7293.

К основным задачам данного управления относятся: контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ), указов и распоряжений и иных решений Президента РФ; поручений Президента РФ и Руково­дителя его Администрации; контроль за реализацией общенаци­ональных проектов и ежегодных посланий Президента РФ Фе­деральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных про­граммных документов Президента РФ. Его задачей является также информирование Президента РФ и Руководителя его Ад­министрации о результатах проверок и подготовка предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

В соответствии с указанными задачами Контрольное управ­ление организует и проводит проверки и иные мероприятия по контролю. В этой связи рассматривает доклады об исполнении поручений Президента РФ и готовит предложения о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений. Оно контролирует деятельность самостоятельных подразделений Ад­министрации Президента РФ по поручению Президента РФ или Руководителя его Администрации. На него возложена коорди­нация деятельности по вопросам контроля полномочных пред­ставителей Президента РФ в федеральных округах и самостоя­тельных подразделений Администрации Президента РФ, а так­же методическое руководство этой деятельностью. В его функции входит участие в предупреждении и устранении выявленных на­рушений.

Для осуществления своих задач и функций Контрольное уп­равление вправе создавать комиссии и привлекать к их деятель­ности работников аппаратов полномочных представителей Пре­зидента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, сотрудников правоохранительных и контро­лирующих органов. Формой контроля является направление ра­ботников Контрольного управления на заседании Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые феде­ральными органами исполнительной власти и органами испол­нительной власти субъектов РФ.

В процессе проведения проверок контрольное управление вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письмен­ных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; запрашивать и получать необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной влас­ти, органов государственной власти субъектов РФ, органов ме­стного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц. При выявлении нарушений Контрольное управление впра­ве вносить предложения Президенту РФ, в Правительство РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к дис­циплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных за­конов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должно­стных обязанностей. Материалы о выявленных нарушениях могут быть направлены управлением в органы прокуратуры, орга­ны внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопас­ности и иные государственные органы.

Контрольное управление при реализации своих функций взаимодействует: а) с аппаратами всех федеральных органов исполнительной власти, б) с аппаратами полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах, в) с федераль­ными органами исполнительной власти, органами государствен­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, самостоятельными подразделениями Администрации Президента РФ, контролирующими органами зарубежных стран.

Руководство деятельностью Контрольного управления осу­ществляет помощник Президента РФ — начальник Контрольного управления Президента РФ, назначаемый на должность и осво­бождаемый от должности Президентом.

Президентский контроль в сфере управления осуществля­ется также через институт полномочных представителей Пре­зидента РФ в федеральных округах. В частности, на полномоч­ного представителя возложена организация контроля за испол­нением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти. Он вправе организовывать проверки ис­полнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном ок­руге. К его основным обязанностям отнесено обеспечение реа­лизации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ. Полномочный представитель согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служа­щих и кандидатуры для назначения на иные должности в пре­делах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или иными федеральными органами исполнительной власти; в его функции входит согласование проектов решений федеральных органов го­сударственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа.

Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего феде­рального округа.