logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 3. Контроль органов исполнительной власти

Контроль органов исполнительной власти призван обеспе­чивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе под­ведомственных им органов, предприятий, учреждений и орга­низаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий; б) ведомственный; в) надведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комп­лекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осу­ществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств рес­публик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных мини­стерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществ­ляет контроль за исполнением законов, иных нормативных ак­тов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реор­ганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении со­ответствующих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ; за использованием и охраной зе­мель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания на­селения.

Указанные органы контролируют также санитарно-эпиде­миологическое, радиационное состояние подведомственной тер­ритории, соблюдение на ней законодательства РФ, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивают контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

Ведомственный контроль осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им федераль­ных служб и федеральных агентств (например, МИД России). Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетен­ции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений подведомственными им органами, а так­же предприятиями, учреждениями, организациями.

В субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлени­ями и другими органами отраслевой компетенции.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-власт­ными полномочиями надведомственного характера.

Федеральные министерства контролируют деятельность под­ведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, могут отменять их незаконные решения. Надведомственный кон­троль осуществляют некоторые федеральные службы, например, Федеральная служба государственной статистики.

Надведомственный контроль в установленной сфере осуще­ствляют Министерство экономического развития и торговли, Ми­нистерство финансов РФ и др.