§ 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на четыре основные группы:
а) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;
б) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;
в) нормы, адресуемые муниципальным предприятиям и учреждениям5;
г) нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.
Нормы группы «а» закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами прежде всего исполнительной власти. Они в качестве принципов устанавливают: запрет на вмешательство государства и его органов в производственно-хозяйственную деятельность предприятий; государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации; обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности и предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Предприятия, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т. д.
Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством. Предприятия признаны субъектами административных правонарушений.
В определенных случаях предприятия обязаны получать разрешение на занятие данным видом хозяйственной деятельности.
Наличие общего в содержании административно-правового статуса предприятий сочетается с его особенностями, присутствующими прежде всего в статусе государственных, муниципальных и негосударственных предприятий. Положение законодательства о том, что предприятиям, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм, гарантируются равные условия деятельности, является алогичным, имеющим больше политическую, чем правовую концепцию.
Особенности административно-правового статуса государственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относятся: создание предприятий; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей1 ; доведение в установленных случаях государственных заказов; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.
Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, функционирование которых в соответствующей части подчиняется режиму разрешительной системы — производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.
Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц.
Выше обозначены некоторые общие элементы правового статуса государственного предприятия. Основные черты его правового положения свойственны также муниципальным предприятиям. Государственные и муниципальные предприятия закон именует унитарными предприятиями.
Особенности административно-правового положения унитарных предприятий. Особенности административно-правового положения унитарных предприятий проистекают из того, что такие предприятия создаются на базе государственной или муниципальной собственности, предназначены для осуществления деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов в областях, определенных федеральным законом.
Унитарные предприятия могут быть только государственными и муниципальными.
В РФ создаются и действуют: а) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. К ним относятся федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъекта РФ. Обобщенно именуются «государственные предприятия; муниципальные предприятия»; б) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. К ним относятся федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия. Обобщенно именуются «казенные предприятия».
Административно-правовое положение унитарных предприятий определяется: а) общими нормами, относящимися ко всем унитарным предприятиям; б) нормами, устанавливающими специфику данного их вида. При этом нельзя отвлекаться от того, что унитарные предприятия представлены двумя формами собственности. Для их административно-правового положения это имеет важное значение, поскольку в одном случае складываются отношения с государственными органами, в другом — органами местного самоуправления.
Основы административно-правового положения унитарных предприятий установлены отчасти нормами ГК РФ, а более детально — нормами ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1. Это межотраслевой акт, определяющий, в частности, правовое положение унитарных предприятий как субъектов и гражданского, и административного права.
Данный статус, с учетом специфики казенных предприятий, может быть обрисован следующими наиболее общими положениями.
Унитарные предприятия учреждаются в зависимости от их форм собственности уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Федеральные унитарные предприятия учреждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. При этом федеральные казенные предприятия учреждаются решением Правительства РФ. Решения об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимаются органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Это означает, что решение об учреждении унитарного предприятия субъекта РФ может быть принято не только органом исполнительной, но и законодательной власти.
Казенное предприятие субъекта РФ учреждается уполномоченным государственным органом субъекта РФ; муниципальное казенное предприятие — уполномоченным органом местного самоуправления.
Унитарное предприятие может быть создано в установленных ФЗ от 14 ноября 2002 г. случаях. Эти случаи отдельно предусмотрены для создания государственных и муниципальных предприятий и казенных предприятий. Содержание некоторых из них совпадает. Так, унитарные предприятия независимо от их вида могут создаваться в случае необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Однако лишь казенные предприятия могут создаваться в случае необходимости для осуществления дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.
Содержание «случаев», допускающих возможность создания унитарных предприятий, является относительно определенным. В силу этого органы, уполномоченные создавать такие предприятия, обладают широким усмотрением в решении этого вопроса, пределы которого законом в прямой форме не обозначены.
Учредитель определяет специальную гражданскую правоспособность унитарного предприятия, которая отражается в утверждаемом им уставе предприятия, его единственным учредительном документе. Реализация предприятием своей гражданской правоспособности поставлена в зависимость от согласия собственника его имущества.
Государственное и муниципальное предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника его имущества. Остальным имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Данное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Его уставом могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества предприятия.
Казенное предприятие не может распоряжаться любым, а не только недвижимым, принадлежащим ему имуществом без согласия уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер других сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Унитарное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом в установленных пределах при условии, что это не лишает его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия.
Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Последнее ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется соответственно Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
ФЗ от 14 ноября 2002 г. закрепляет и другие права собственника имущества в отношении унитарного предприятия. Собственник определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; принимает решение о его реорганизации и ликвидации; формирует уставный фонд государственного и муниципального предприятия; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества и др.
Собственник имущества казенного предприятия вправе также изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ФЗ от 14 ноября 2002 г. регламентирует основы правового положения руководителя унитарного предприятия (директора, генерального директора). Он является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия; назначается собственником принадлежащего ему имущества и ему подотчетен; действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы; совершает сделки от имени унитарного предприятия; утверждает структуру и штаты унитарного предприятия; осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры; издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Закон установил определенные правоограничения руководителя унитарного предприятия, связанные с его участием в учреждении юридических лиц, замещением должностей в государственных органах и органах местного самоуправления, осуществлением предпринимательской деятельности, участием в органах коммерческих организаций и др.
В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие совещательные органы.
Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, реализующим полномочия собственника, его имущества, и другими уполномоченными органами.
Исполнительным органом государственного или муниципального учреждения как юридического лица также является его руководитель (директор, ректор, главный врач, начальник).
Следует отметить, что в литературе по административному праву нередко проводятся различия между органом юридического лица, которым всегда признается его руководитель, и органом управления предприятия, учреждения, которым не без оснований признается администрация, состоящая из должностных лиц, возглавляемая единоначальным руководителем. Руководитель как орган юридического лица реализует его гражданскую правоспособность в его внешних отношениях. Его же полномочия по управлению внутренними делами не представляют форму реализации такой правоспособности. В этом случае руководитель реализует предоставленную ему компетенцию, включающую его властные полномочия. Приоритет в управлении внутренними делами предприятия, учреждения также принадлежит его руководителю. Однако кроме него здесь действуют также другие должностные лица, наделенные властными полномочиями, которые они обязаны осуществлять в силу своего статуса, предусмотренного для данных должностей нормативными правовыми актами. Уклонение от их осуществления может квалифицироваться как правонарушение, влекущее установленную нормативными правовыми актами ответственность. Имеются в виду прежде всего заместители руководителя.
Администрация унитарного предприятия, государственного и муниципального учреждения в лице их должностных лиц осуществляет функции оперативного управления ими. В руках администрации находятся все необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности предприятий, учреждений распорядительные полномочия юридически-властного характера.
Управленческие полномочия администрации распространяются главным образом на отношения внутри предприятия, учреждения. Возглавляет администрацию директор, ректор, начальник и т. д., ответственный за всю работу предприятия или учреждения, в том числе за работу аппарата управления им.
Таким образом, ФЗ об унитарных предприятиях позволяет выделить, как минимум, три группы полномочий собственника в отношении унитарных предприятий:
а) полномочия по вопросам организации деятельности унитарных предприятий, реализуемые собственником по своей инициативе: о создании унитарного предприятия, утверждении его устава, закреплении за ним имущества, назначении его руководителя и т. д.;
б) полномочия, реализуемые собственником по инициативе унитарных предприятий; о получении согласия, когда оно требуется, в отношении распоряжения закрепленным за ним имуществом, на совершение определенных сделок, на участие в хозяйственных обществах и т. д. Закон не запрещает возможности решения подобных вопросов и по инициативе собственника;
в) полномочия по осуществлению контроля за деятельностью унитарных предприятий.
Объем и характер полномочий собственника в известной степени зависит от видов унитарных предприятий. Поскольку право хозяйственного ведения дает больше самостоятельности в распоряжении имуществом собственника, чем право оперативного управления, то объем и характер властеотношений, в которых могут участвовать действующие на их основе унитарные предприятия, различаются. В отношении предприятий, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по более широкому кругу вопросов, ибо такое предприятие реализует полномочия в отношении закрепленного за ним имущества: а) в пределах, установленных законом; б) в соответствии с целями своей деятельности; в) заданиями собственника и г) назначением имущества. Оно может распоряжаться этим имуществом с согласия собственника, который вправе изъять лишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Предприятию же, основанному на праве хозяйственного ведения, необходимо, например, согласие собственника на распоряжение лишь недвижимым имуществом.
Государственные корпорации являются самостоятельными субъектами административного права.
В ФЗ от 8 декабря 1995 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. В литературе по гражданскому праву государственная корпорация иногда признается разновидностью учреждений. Однако при сходстве ее функций с функциями учреждения между этими некоммерческими организации немало отличий (корпорация — собственник имущества, не имеет учредительных документов и т.д.), выделяющих государственную корпорацию в оригинальный субъект права.
В контексте административного права вызывает интерес прежде всего своеобразие организации управления деятельностью корпорации. Акцентируя далее внимание на этом, отметим, что государственные корпорации могут создаваться в качестве отраслевых, межотраслевых либо для выполнения определенных государственных задач. Адекватно профилируются функции и компетенция их органов управления. Федеральный закон, на основании которого создается государственная корпорация, определяет ее правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления деятельностью и т. д. Так, приняты федеральные законы: от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» («Роснанотех»); от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (ГК «Олимпстрой»); от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростех- нологии»; от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и др. Органы управления государственных корпораций по многим своим параметрам (определению правового статуса, порядка образования, состава, взаимодействия и т. д.) не имеют своих аналогов в системе органов государственного управления. Сравнение их с органами управления коммерческих и некоммерческих негосударственных образований не имеет смысла, поскольку они различны по своей природе.
Органами управления государственной корпорации являются: а) наблюдательный совет — высший орган управления; б) правление — коллегиальный исполнительный орган; в) генеральный директор (президент корпорации «Олимпстрой») — единоличный исполнительный орган. Органом внутреннего финансового контроля корпорации является ее ревизионная комиссия.
Общее для органов данных корпораций сводится к тому, что их виды, состав, порядок формирования, функции и полномочия и т. д., причем каждого из них, определены федеральными законами о соответствующих корпорациях — актами более высокой силы по сравнению с теми, которые непосредственно регламентируют организацию и правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Иерархически, функционально и юридически их объединяет общность цели создания и деятельности корпорации. Они призваны, кроме всего прочего, обеспечить единство управления корпорации. Этому способствует то, что генеральный директор возглавляет правление корпорации и руководит его деятельностью. В известной степени скоординированы правомочия генерального директора и наблюдательного совета. В силу государственной природы корпораций, порядка формирования, сути полномочий их органы должны быть отнесены к государственным органам корпораций, осуществляющих функции и полномочия, определяемые целями деятельности корпораций. Вместе с тем в законах порядок формирования органов, их состав и правовое положение определяются применительно к данной корпорации. Наряду с совпадением норм по принципиальным вопросам организации и правового регулирования деятельности корпораций в законах имеются нормы, предусматривающие особенности организации управления соответствующей корпорации. Например, функции, полномочия и порядок деятельности всех органов управления корпорации «Росатом» определяются законом о данной корпорации, а корпорации «Роснанотех» — только наблюдательного совета, других же ее органов они определяются, кроме того, положениями о них, утверждаемыми наблюдательным советом на основе Закона о корпорации. Другой пример, члены наблюдательного совета «Ростехнологии» назначаются Президентом РФ, «Роснанотех» — Правительством РФ. Имеются различия в количественном составе наблюдательного совета, правления, правовом положении их членов; не во всех корпорациях предусмотрено создание научно-технического совета в статусе консультативного органа и т. д.
В управленческом аспекте существенными особенностями обладает корпорация «Росатом». Она объявлена Законом уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии. «Рос- атом» наделена широкими полномочиями и функциями в области государственного управления использованием атомной энергии; полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Издаваемые корпорацией нормативные правовые акты являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц (п. 4 ст. 8 Закона).
Кроме того, на корпорацию возложены функции «оказания государственных услуг, управления имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области» (ст. 4 Закона). Следовательно, в корпорации концентрируются отдельные функции, характерные для федерального министерства и федерального агентства. Однако, вопреки этому, корпорация как единый субъект права не является государственным органом. Функции и полномочия государственно-управленческого характера осуществляют органы управления корпорации. К такому выводу склоняет содержание Закона относительно видов ее деятельности (ст. 15), полномочия в отношении ее учреждений (ст. 16) и т. д. Обозначение корпорации в законе в качестве «уполномоченного органа», «органа государственного управления», строго говоря, является не совсем удачным. Оно может быть воспринято лишь как указание на то, что предусмотренные в Законе цели создания корпорации, функции и полномочия, виды деятельности и т. д. определяются применительно к корпорации в целом. Ведь по Закону корпорация «Росатом» «является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации» (п. 1 ст. 3 Закона).
Действительно, Закон признает корпорацию единым образованием, определяет полномочия Президента РФ и Правительства РФ в отношении именно корпорации и полномочия самой корпорации в определенных областях ее деятельности. Но признавая корпорацию органом государственного управления, в нем вместе с тем обстоятельно регламентируется организационно- правовой статус, включая полномочия, органов управления корпорации, практически и юридически реализующих полномочия корпорации, реально организующих ее многообразную деятельность. Налицо случай вольного, непрофессионального обращения с понятием «орган государственного управления».
Организационно-правовой статус органов управления корпорации «Росатом» имеет некоторые особенности.
Наблюдательный совет корпорации формируется Президентом РФ. Он назначает членов и председателя наблюдательного совета. В состав совета входят девять членов: восемь — представители Президента РФ и Правительства РФ и генеральный директор корпорации по должности, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Исключительные полномочия наблюдательного совета, закрепленные в ст. 24 Закона, не могут быть переданы другим органам корпорации. К ним относятся, например, утверждение основных направлений деятельности и финансово-экономических показателей деятельности корпорации на очередной год; одобрение проекта программы деятельности корпорации на долгосрочный период и направление его в Правительство РФ; утверждение финансового плана деятельности корпорации на не менее чем трехлетний период; утверждение годового отчета корпорации и направление его в Правительство РФ и т. д.
Однако перечень полномочий наблюдательного совета, данный в ст. 24, является открытым, а к его исключительной компетенции отнесены лишь полномочия, прямо указанные в перечне. Его изменение возможно лишь законом.
Генеральный директор корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Значимость его роли в корпорации подчеркивает специальное положение Закона о том, что он присутствует на заседаниях Правительства РФ, приглашается на заседания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ.
На генерального директора возложено руководство текущей деятельностью корпорации. Будучи единоличным исполнительным органом он действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями.
Генеральный директор возглавляет правление корпорации, организует реализацию решений ее наблюдательного совета и правления. В круг его полномочий входит представление на утверждение наблюдательного совета финансового плана деятельности корпорации; утверждение директив представителям корпорации в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ корпорации. Ему предоставлено право назначать на должность и освобождать от должности своих заместителей, распределять обязанности между ними; утверждать организационную структуру корпорации; принимать решения о создании филиалов, об открытии представительств и о создании учреждений корпорации и утверждать положения о них либо их уставы. К его ведению относятся многие вопросы, связанные с приемом и увольнением работников, оплатой их труда и др. Генеральный директор издает приказы, положения, инструкции и распоряжения по вопросам деятельности корпорации.
Правление корпорации образуется в составе генерального директора, являющегося его членом по должности, и других членов. Последние назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом корпорации по представлению генерального директора и работают в корпорации на постоянной основе. Деятельностью правления руководит генеральный директор корпорации. Полномочия правления немногочисленны и в основном не являются решающими в юридическом смысле, хотя и важными по существу. К ним относятся представление на утверждение наблюдательного совета предложения по основным направлениям деятельности и финансово-экономическим показателям деятельности корпорации на очередной год; разработка проектов программы деятельности корпорации на долгосрочный период и финансового плана деятельности корпорации; подготовка предложений о направлении использования прибыли корпорации; создании филиалов и открытии представительств и создании учреждений корпорации и др.
При выявлении роли правления в управлении корпорацией важно учитывать, что его возглавляет генеральный директор, наделенный решающей властью по важнейшим вопросам деятельности корпорации. Как уже сказано , на него возложена реализация решений наблюдательного совета и правления, а также издание правовых актов по вопросам деятельности корпорации.
Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий1. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий, независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Его влияние на данные предприятия более ограниченно, чем на государственные. Оно, по общему правилу, не решает конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юридические факты.
В органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, имеются представители государства. В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 декабря 2001 г.1Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций таких обществ могут принимать решения об использовании в отношении них специального права на участие соответственно РФ, ее субъектов и муниципальных образований в управлении ими. В таком случае они назначают своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Представители наделены существенными правами: имеют право вето при принятии общим собранием открытого акционерного общества решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении его в новой редакции; о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала; о заключении определенных сделок и т. д. Кроме того, они назначают своих представителей в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ2.
Таким образом, влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, не носящим характера государственного руководства их основной деятельностью.
Государственное руководство государственными предприятиями также является преимущественно общим, но функционально более ориентированным, чем негосударственными. Оно осуществляется в условиях производственно-хозяйственной и финансовой самостоятельности, пределы которой могут зависеть от отраслевой специфики. Свою деятельность они осуществляют под руководством вышестоящего органа, который, однако, лишен права осуществлять непосредственное управление их деятельностью. Лишь в ограниченных случаях государственные органы решают конкретные вопросы относительно государственных и негосударственных предприятий.
Управление негосударственными коммерческими организациями имеет своеобразные организационные формы. В этой сфере формируются органы: а) коллективные, имеющие в своем составе лиц, не входящих в «штаты» данной организации, но участвующие в принятии решений с правом решающего голоса (общие собрания); б) коллегиальные органы — организационно и юридически оформленные группы лиц, наделенные определенной компетенцией, включающей, в частности, юридически-властные полномочия (совет директоров, дирекция, правление и т. п.); в) единоличные (по терминологии ГК РФ) — директор, генеральный директор, председатель и др.
Общее собрание является высшим органом; совет директоров — органом, осуществляющим общее руководство в период между собраниями. Текущее руководство возлагается на исполнительные органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными.
Единоличные и коллегиальные органы представляют собой по сути администрацию соответствующих обществ, производственных кооперативов. Организация управления конкретными видами негосударственных коммерческих организаций строится по следующим моделям:
а) хозяйственным обществом с ограниченной и дополнительной ответственностью: высший орган — общее собрание его участников; исполнительный орган может быть единоличным, единоличным и коллегиальным, т. е. в обществе могут быть только единоличный либо одновременно единоличный и коллегиальный органы;
б) акционерным обществом, относящимся к хозяйственным обществам: высший орган — общее собрание акционеров; совет директоров (наблюдательный совет), создаваемый в обществах с числом акционеров более 50.
Исполнительный орган может быть либо единоличным (директор, генеральный директор), либо одновременно единоличным и коллегиальным (дирекция, правление).
Следовательно, в акционерных обществах возможна двух- и трехзвенная система органов управления;
в) производственным кооперативом: высший орган — общее собрание его членов; наблюдательный совет, который может быть создан в кооперативе с числом членов более пятидесяти; исполнительный орган — правление и председатель или председатель кооператива. Органы вышеназванных коммерческих организаций действуют в пределах установленной компетенции. Причем общие собрания, а в акционерных обществах и совет директоров (наблюдательный совет) имеют исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть переданы на решение их исполнительных органов.
В хозяйственных товариществах органы не создаются. Управление их деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. Но учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.
Следует иметь в виду, что в ГК РФ органом унитарного предприятия признан руководитель. При этом для обозначения исполнительного органа здесь употребляется термин «единоличный», а не «единоначальный» орган, что не принято в административном праве. С точки зрения гражданского права, может быть, это и оправданно, поскольку имеется в виду орган юридического лица, действующий от его имени в гражданском обороте. В административно-правовом смысле правильность такого подхода вызывает сомнение. Ибо «единоначальный» и «единоличный» орган — не совпадающие понятия. В единоначальном органе приоритет в осуществлении компетенции данного органа принадлежит руководителю, возглавляющему орган и действующему на основе принципа единоначалия. Наряду с ним в порядке распределения компетенции по руководству конкретными участками работы юридически-властными полномочиями наделяются и другие должностные лица. Не только руководитель, но и они несут ответственность за состояние дел на данном участке.
Единоличный орган в полном объеме замыкает на себя властную компетенцию. Никто иной, без его на то решения, не вправе участвовать в ее реализации. Именно по такому принципу определен, например, статус Президента РФ.
По действующему праву подобная модель неприменима ни к органам исполнительной власти (руководитель возглавляет орган, но им не является), ни к организации управления предприятиями с точки зрения осуществления здесь властных полномочий.
Властная деятельность органов управления корпоративных организаций в значительной степени опосредуется административным правом. Например, реализация полномочий в форме приказов — отнюдь не гражданско-правовое регулирование. Но включение в гражданское законодательство пересекающихся с административным правом норм является объективно обусловленным. Приказы директора акционерного общества обязательны для всех его работников — норма, лишенная гражданско- правового содержания. А без реализации властных полномочий правового характера невозможно акционерное общество.
Лица, образующие администрацию негосударственного предприятия, учреждения, не являются служащими, наделенными государственно-властными полномочиями по отношению к их работникам. Государство, как правило, не участвует в комплектовании ее состава. Это прерогатива учредителей либо уполномоченных ими органов. Однако властная деятельность администрации этих предприятий и учреждений имеет правовой характер: она регламентируется правом и осуществляется в установленных правовых формах.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры