logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 1. О правовых основах правоохранительной службы1

Правоохранительная служба формируется, а ее деятель­ность непосредственно регулируется централизованно, осно­ванными на Конституции РФ правовыми актами, главным об­разом федеральными законами, указами Президента РФ и Пра­вительства РФ. Правовую основу составляет характерная для данной разновидности правоохранительной службы система правовых актов, различных как по юридической силе, так и назначению. Так, специальные Положения, утвержденные Пре­зидентом РФ, посвящены службе в органах внутренних дел, органах наркоконтроля. В систему правовых актов о службе в таможенных органах входят, прежде всего, Таможенный ко­декс РФ и ФЗ «О службе в таможенных органах». Именно на основании и во исполнение этих актов федеральные органы исполнительной власти, на которых возложено непосредствен­ное руководство профильными видами2 правоохранительной службы, осуществляют нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах. Необходимость в этом диктуется су­щественными, порой их принципиальными особенностями, проистекающими из специфики порученных им сфер. Откры­тые перечни вопросов, по которым они осуществляют право­творческую деятельность, даются в положениях о них. При этом федеральные службы могут осуществлять нормативно-право­вое регулирование лишь в случаях, предусмотренных указами Президента РФ и Правительства РФ.

Специальными законами, регламентирующими правоохра­нительную службу в настоящее время, являются ФЗ «О систе­ме государственной службы РФ», Положение о службе в орга­нах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (действ. в ред. Указа Президента от 24 декабря 1993 г. № 228, ФЗ от 30 июля 2002 г. № 78-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, а также внесенными в него изм.), ФЗ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Феде­рации» с изм. и доп.), Положение о правоохранительной служ­бе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613.

Федеральными правоохранительными органами утвержде­ны инструкции, конкретизирующие процедуры приема граж­дан на службу, назначения на должности и освобождения от должности, заключения контракта и прекращения его действия, присвоения специальных званий и решения иных вопросов со­ответствующего вида правоохранительной службы1.

Необходимо иметь в виду, что нередко должностные обя­занности по тем или иным видам должностей правоохранитель­ной службы устанавливаются актами Президента РФ и Прави­тельства РФ, но чаще и детальнее — инструкциями и другими ведомственными нормативными правовыми актами.

В регулировании отношений в сфере правоохранительной службы важное место принадлежит нормативным правовым ак­там о дисциплине (как правило, уставы). В них определяются ее содержание, нередко и правила служебных взаимоотношений, стимулы добросовестного исполнения обязанностей как в виде поощрений, так и ответственности.

Современное состояние правового обеспечения правоох­ранительной службы имеет значительные резервы для его су­щественного изменения. Сейчас обособленно и множеством правовых актов регулируется служба в правоохранительных органах отдельных видов (внутренних дел, таможенных и др.). Эти акты, с одной стороны, регулируют с разной полнотой одни и те же вопросы, с другой — содержат много одинаковых норм. Кроме того, многие важные общие вопросы правоохранитель­ной службы в соответствующих органах регулируются ведом­ственными нормативными правовыми актами.

ФЗ о системе государственной службы предусмотрел изда­ние специального ФЗ «О правоохранительной службе РФ» как самостоятельном виде государственной службы. Известно, что его проект обсужден в первом чтении на заседании Государ­ственной Думы.

Конечно, проект предполагает возможность внесения в за­кон поправок. При всем этом представляет интерес стержневая идеология проекта рассматриваемого закона. Ознакомление с ней представляется полезной независимо от юридической судь­бы данного проекта закона (далее — ФЗ о правоохранительной службе).

Закон имеет целью установить правовые, организационные и финансово-экономические основы правоохранительной служ­бы; он определит принципы организации и функционирования правоохранительной службы РФ, правовые положения государ­ственного служащего правоохранительной службы и гарантии его прав; будет регулировать отношения, возникающие при по­ступлении на правоохранительную службу, ее прохождение и прекращение.

Основное содержание закона, составляющее существо пра­воохранительной службы, охватывается многими его позиция­ми. Некоторые из них освещаются ниже. Для закона характер­но то, что он сохраняет концептуальную преемственность в орга­низации и правовом обеспечении правоохранительной службы, а также содержит немало новелл.