logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений

Необходимыми предпосылками возникновения администра­тивных правоотношений являются: административно-правовая норма; административная правосубъектность его участников; юридический факт.

1. Административное правоотношение может возникнуть при наличии административной правовой нормы; лишь право­вая норма придает управленческому отношению правовой ха­рактер. Именно административно-правовая норма закрепляет меру возможного и должного поведения его сторон, их права и обязанности, а также обусловливает характер связи между ними. Из административно-правовой нормы вытекает также ответствен­ность сторон за невыполнение ими своих обязанностей. Без пра­вовой нормы административное правоотношение возникнуть не может.

    1. Однако наличие административно-правовой нормы необ­ходимо, но еще недостаточно для возникновения администра­тивного правоотношения. Для этого стороны должны обладать административной правосубъектностью, которая позволяет им самостоятельно приобретать права и нести обязанности, предус­мотренные правовой нормой, отвечать за правовые последствия своих действий (бездействия). Административная правосубъек­тность, ее содержание определяют границы, в рамках которых тот или иной субъект может вступать в административные пра­воотношения. Субъект, не обладающий административной пра­восубъектностью, не может быть участником административно­го правоотношения.

Из этого следует, что возможные участники административ­ных правоотношений также определяются административными нормами.

    1. Но административно-правовая норма — это общее прави­ло. Поэтому она непосредственно не создает административно- правового отношения, не влечет их изменений и прекращения. Она лишь их правовая основа. Ее непосредственная связь с воз­никновением, изменением и прекращением административного правоотношения состоит в том, что непосредственным основа­нием возникновения, изменения и прекращения конкретного ад­министративного правоотношения является юридический факт, предусмотренный данной нормой, т. е. обстоятельство или усло­вие, при наличии которых наступают указанные административ­но-правовые последствия.

Юридическими фактами признаются волевые действия и со­бытия.

Действия могут быть правомерными (подача заявления о вы­даче паспорта лицом, достигшим 14 лет) и неправомерными (со­вершение административного, дисциплинарного правонаруше­ния). Административные правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются как вследствие действий, так и событий.

Кроме действий к юридическим фактам относятся также без­действия юридически обязанных лиц совершить соответствую­щее действие (например, граждане вправе обжаловать как дей­ствие, так и бездействие органов и должностных лиц по основа­ниям и в порядке, предусмотренным законом). Юридическими фактами могут признаваться действия (бездействие) любого субъекта административного права, предусмотренные норматив­ными правовыми актами.

Наиболее распространенными видами действий граждан яв­ляются обращения в компетентные органы в связи с реализацией субъективных прав и их защитой, а субъектов, обладающих юри­дически властными полномочиями, — издание индивидуальных (часто называемых также административными) актов. Такого рода акты могут порождать различные по своей отраслевой принад­лежности правоотношения, однако они являются наиболее харак­терными юридическими фактами в административном праве.

Административные правоотношения нередко возникают, из­меняются и прекращаются на основании событий, т. е. на осно­вании юридических фактов, возникающих независимо от воли людей, но признанных таковыми действующим правом (напри­мер, между органами загса и гражданами, юридически обязан­ными заявить о факте рождения ребенка).

В административном праве в качестве юридического факта в установленных случаях выступают сроки, с наступлением или истечением которых связывается возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений (например, сроки, в пределах которых возможно применение администра­тивно-правовых санкций, сроки административного задержания и др.).

Административные акты часто принимаются в силу необхо­димости исполнения служебной обязанности, вытекающей из компетенции субъекта либо требования другой стороны, по ко­торому субъект обязан принять соответствующий акт (например, по обращению гражданина).