logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 1. Понятие военной службы и ее принципы

Военная служба — вид федеральной государственной служ­бы. Непосредственной правовой предпосылкой ее формирования и функционирования является Конституция РФ, провозгласив­шая защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина РФ. Прежде всего, данная служба выделяется тем, что формируется на сочетании обязательности — призыва граждан и доброволь­ности — заключения контракта на военную службу. Будучи в принципе единой, назначение военной службы, а следователь­но, ее структура неоднозначны. Военная служба, с одной сто­роны, решает задачи обеспечения безопасности и обороны го­сударства от внешнего нападения (Вооруженные Силы и др.), с другой — обеспечение внутренней безопасности государства и общества, предупреждения и пресечения вооруженных конф­ликтов и террористических актов внутри страны (внутренние войска и др.). Военная служба предусматривается в некоторых федеральных органах для выполнения специальных задач. В силу своего особого назначения военная служба всегда имела и со­храняет во многом автономное правовое обеспечение, учитыва­ющее ее существенную специфику. Не случайно, будучи вовле­ченной в настоящее время в русло административной реформы, стержнем которой, в конечном счете, является государственная служба, особо формируются концепция военной службы и ее воплощение в нормативных правовых актах. В ФЗ о системе го­сударственной службы специально оговорено, что имеющееся определение понятия военной службы сохраняет силу до вне­сения изменений и дополнений в соответствующие законы.

Система действующих правовых актов о военной службе (с внесенными в них изменениями и дополнениями) в принципе основывается на Конституции РФ и включает Закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 и др.

Под военной службой подразумевается не только служба в Вооруженных Силах РФ, но и в других войсках и воинских фор­мированиях и органах. Особенности военной службы в них предусматриваются также в относящихся к ним других зако­нах и подзаконных нормативных правовых актах, например, в ФЗ «О внутренних войсках Российской Федерации», ФЗ «О Го­сударственной границе Российской Федерации» и др.

Положения принципиального характера, касающиеся орга­низации и функционирования военной службы, ближайшей перспективы ее развития, содержатся в ФЗ о системе государ­ственной службы.

В данном Законе под военной службой понимается про­фессиональная служебная деятельность на воинских должно­стях в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских (спе­циальных) формированиях и органах, осуществляющих функ­ции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Гражданам, занимающим должности военной службы, присва­иваются воинские звания.

В Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определяется как особый вид федеральной го­сударственной службы, исполняемой гражданами в Вооружен­ных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских форми­рованиях и органах (см. ст. 2)1. Гражданин, проходящий воен­ную службу, является военнослужащим и имеет правовое по­ложение, определяемое законом.

По своему смыслу приведенные определения военной служ­бы в основном совпадают, но, будучи данные в разное время, они отличаются обозначением назначения военной службы (оно имеется в ФЗ о системе государственной службы) и конкрети­зацией ее субъектов (оно полнее в ФЗ о воинской обязанности и военной службе). В частности, право иностранных граждан на военную службу предусмотрено законом, принятым позднее ФЗ о системе государственной службы. Указанные различия пред­ставляются существенными и должны быть нивелированы в но­вом законодательстве о военной службе.

Военная служба по определению является вооруженной службой, что обусловлено самой сущностью военного дела, осо­бенностями его организации государством, его материально-тех­ническим оснащением, необходимостью специальной подготов­ки для эффективного использования в случае необходимости вооружения и боевой техники. Возможность участия в боевых действиях и специальная профессиональная подготовка к ним являются стержневыми в содержании обязанностей военнос­лужащих.

Военнослужащие законодательством относятся к особым субъектам правовой ответственности за некоторые правонару­шения, а также юрисдикции. Это, а также наличие специали­зированных военных органов правосудия и прокуратуры ука­зывают на повышенную юридическую ответственность перед обществом и государством военной службы.

Для военной службы особый смысл имеет Военная прися­га военнослужащего. Она является обязательной как для во­еннослужащих по призыву, так и контракту, выражает пря­мую связь исполнения военнослужащим обязанностей по за­щите Отечества.

Законодательство о военной службе исходит из широкого представления о военных должностях, признавая ими не толь­ко должности, замещаемые военнослужащими, наделенными организационно-распорядительными полномочиями, но и сол­датами, матросами, в том числе и учрежденные в военных учеб­ных заведениях. Субъектами военной службы являются граж­дане РФ, а также, в предусмотренных законом случаях, иност­ранные граждане.

Граждане РФ проходят службу по призыву либо в добро­вольном порядке — по контракту, а иностранные граждане — по контракту и лишь на воинских должностях, подлежащих за­мещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

В Законе РФ о воинской обязанности и военной службе определено, когда военнослужащий: а) исполняет воинские обя­занности и б) не признается исполняющим обязанности во­енной службы, например, в случае добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения и др.

О принципах военной службы. В действующих норматив­ных правовых актах пока не определены особенности принци­пов, лежащих в основе военной службы. Разумеется, что она строится и функционирует на основе общих для государствен­ной службы принципов, сформулированных в ФЗ о системе го­сударственной службы, конкретизируемых с учетом ее очевид­ных особенностей. Однако из нормативных правовых актов вы­текает необходимость дополнить их перечень, как представля­ется, такими принципами, как сочетание начал обязательности и добровольности ее формирования и осуществления; жесткой централизации ее системы; беспрекословного выполнения под­чиненными приказов непосредственных и прямых командиров (начальников); открытости, не связанной с разглашением све­дений, составляющих государственную и военную тайну; гу­манизма в отношениях между военнослужащими.