logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 2. Должности гражданской службы

О понятии Должности гражданской службы являются

должности обобщающим понятием, охватывающим долж- грасжлуджанбсыкой ности федеральной гражданской службы и дол- службы жности гражданской службы субъектов РФ.

Должности федеральной гражданской службы учреждают­ся законом или указом Президента РФ; должности гражданс­кой службы субъекта РФ — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений ФЗ о гражданской службе в целях обеспечения исполнения полно­мочий государственного органа либо лица, замещающего госу­дарственную должность.

ФЗ о гражданской службе позволяет различать государ­ственные должности и должности гражданской службы, учреж­даемые также и для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности.

Государственными должностями признаются государст­венные должности Российской Федерации и государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредствен­ного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уста­вами), законами субъектов РФ для непосредственного исполне­ния полномочий государственных органов субъектов РФ.

Юридическим доказательством нетождественности указан­ных должностей с должностями гражданской службы является различие в их целях и системе правовых актов, которыми они устанавливаются (учреждаются). Однако в трактовке государст­венных должностей имеются неясности, в том числе и содержа­щиеся в ФЗ о гражданской службе. Так, в одних случаях конста­тируется, что они устанавливаются для непосредственного испол­нения полномочий государственных органов, а в других — они увязываются с лицами, их замещающими. Повторно подчерк­нем: по закону должности гражданской службы учреждаются для обеспечения исполнения полномочий как государственных органов, так и лиц, замещающих государственные должности.

Виды должностей гражданской службы, их реестры.

Должности гражданской службы подразделяются на кате­гории и группы.

Установлены четыре категории таких должностей: руково­дители; помощники (советники); специалисты; обеспечиваю­щие специалисты. Данные категории являются обобщающими (родовыми) понятиями, конкретизируемыми в законе. За ос­нову классификации принята не специализация, а функциональ­но-целевое назначение должностей.

К руководителям отнесены должности руководителей и за­местителей руководителей: государственных органов; террито­риальных органов федеральных органов исполнительной влас­ти; представительств государственных органов; структурных подразделений соответствующих органов и представительств. Важным признаком должностей данной категории является то, что они могут замещаться на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных ор­ганов, федеральных органов исполнительной власти, предста­вительств в реализации их полномочий и замещаемые на опре­деленный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Специалисты — должности, учреждаемые для профессио­нального обеспечения выполнения государственными органа­ми установленных задач и функций и замещаемые без ограни­чения срока.

Обеспечивающие специалисты — должности, учреждае­мые для организационного, информационного, документально­го, финансово-экономического, хозяйственного и иного обес­печения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Попутно заметим, что в ФЗ о гражданской службе умалчи­вается о том, могут ли в государственных органах наряду с долж­ностями гражданской службы предусматриваться должности, не являющиеся должностями гражданской службы. По смыслу ФЗ о системе государственной службы это допускается (п. 6 ст. 8).

Должности гражданской службы подразделены на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должно­сти гражданской службы.

При этом каждая категория должностей подразделяется на определенные группы; должности категории «руководители» и «помощники (специалисты)» — на высшую, главную и ведущую; должности категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую; должности категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую.

Разумеется, что каждой из этих категорий и групп долж­ностей гражданской службы свойственны специфические эле­менты, определяющие особенности правового положения граж­данских служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества.

Не все указанные должности гражданской службы учреж­даются в каждом государственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей гражданской службы учреждаются, определяются реестрами должностей государ­ственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной гражданской службы ут­верждается указом Президента РФ, а реестр должностей граж­данской службы субъекта РФ — законом или иными норма­тивными правовыми актами субъекта РФ с учетом положений ФЗ о гражданской службе, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей граж­данской службы РФ, установленных Реестром должностей фе­деральной гражданской службы.

В целях повышения ответственности и эффективности ис­полнения гражданскими служащими возложенных на них обя­занностей Законом введен должностной регламент, включаю­щий в себя квалификационные требования, перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе самостоятельно при­нимать решения, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.

В соответствии с категориями и группами должностей граж­данской службы устанавливаются квалификационные требо­вания к ним. В их число входят требования к уровню профес­сионального образования, стажу гражданской службы (госу­дарственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, не­обходимым для исполнения должностных обязанностей.