logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение

На правоохранительную службу граждане поступают доб­ровольно. На службу в органы внутренних дел, таможенные органы принимаются граждане, достигшие возраста 18, органы наркоконтроля 20 и не старше 40 (в милицию 35) лет, независимо от национальности, пола, социального происхождения, имуще­ственного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Общими требованиями, которым они должны удовлетворять, являются: владение русским языком, способность по своим лич­ным, нравственным и деловым качествам, образованию и со­стоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возло­женных на соответствующие правоохранительные органы. Рас­шифровка содержания этих требований дается либо в общих нормативных правовых актах о государственной службе, либо о службе в данных органах (в частности, органах наркоконтро­ля) либо закрепляются в других нормативных правовых актах, в том числе специально посвященных этим вопросам.

Предусмотрены и другого рода требования. На данной служ­бе не может быть гражданин, отказавшийся от определенных действий, которые он обязан совершить в качестве претенден­та на замещение должности правоохранительной службы или ее служащего. Гражданин или служащий, не отвечающие уста­новленным требованиям, не могут быть приняты на правоохра­нительную службу либо подлежат освобождению от занимаемой должности. Например, требование к состоянию здоровья пред­полагает, что не может быть принят и проходить правоохрани­тельную службу гражданин, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным, и т. п. На данную службу не может быть принят гражданин, отказавшийся от прохождения проце­дуры проверки или оформления допуска к сведениям, составля­ющим государственную тайну.

Должности правоохранительной службы замещаются в ус­тановленных случаях по контракту, конкурсу или назначению в соответствии с действующими нормативными правовыми ак­тами, регламентирующими эти вопросы.

Прием на правоохранительную службу оформляется при­казом уполномоченного руководителя (начальника) федерально­го органа исполнительной власти, правоохранительного органа.

ФЗ о правоохранительной службе вопросы поступления на правоохранительную службу и ее прохождения регламенти­руются более детально.

При отсутствии ограничений, предусмотренных законом, на правоохранительную службу вправе поступить гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, владеющий государственным языком Российской Федерации, отвечающий квалификацион­ным требованиям по должности правоохранительной службы.

Поступление на очное обучение в образовательные учреж­дения профессионального образования государственных орга­нов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, яв­ляется поступлением на правоохранительную службу. На оч­ное обучение вправе поступить гражданин, достигший возраста 17 лет.

Предельный возраст поступления на правоохранительную службу устанавливается применительно к группам должностей: для замещения должностей V, IV, III группы — 40, II группы — 45, I группы — 50 лет.

Служебные отношения на правоохранительной службе между Российской Федерацией и гражданином РФ, а также уполномоченным лицом возникают на основании контракта, заключенного в соответствии с ФЗ о правоохранительной служ­бе. В установленных нормативными правовыми актами РФ слу­чаях такие отношения возникают на основании контракта в результате избрания по конкурсу для замещения должностей правоохранительной службы; назначения на должность или ут­верждения в должности правоохранительной службы; восста­новления в должности правоохранительной службы в соответ­ствии с законодательством РФ.

Замещение должностей правоохранительной службы мо­жет осуществляться по конкурсу в порядке и на условиях, оп­ределяемых законами и иными правовыми актами РФ.

Служебные отношения на правоохранительной службе возникают (изменяются) со дня, определенного правовым ак­том уполномоченного лица о назначении гражданина на долж­ность правоохранительной службы.

В случае отказа служащего от заключения контракта после назначения на должность, утверждения или восстановления в должности правоохранительной службы издается правовой акт о его освобождении от должности и (или) увольнении с право­охранительной службы.

Сторонами контракта являются Российская Федерация, а также уполномоченное лицо и гражданин. При заключении, изменении и расторжении контракта от имени Российской Фе­дерации выступает уполномоченное лицо.

При поступлении гражданина впервые на правоохранитель­ную службу с ним заключается первый контракт.

Контракт может заключаться на неопределенный срок и на определенный срок.

Контракт, заключенный на неопределенный срок, действу­ет до достижения служащим предельного возраста пребыва­ния на правоохранительной службе. Исключения установле­ны ФЗ о правоохранительной службе.

Случаи, когда могут заключаться срочные контракты и сро­ки их действия, установлены ФЗ о правоохранительной службе (ст. 27). При этом выделяются основания, при наличии которых заключение между сторонами срочного контракта является обя­зательным, например, при поступлении гражданина на очную форму обучения в образовательное учреждение. Срочный спе­циальный контракт заключается со служащим на период выпол­нения специальных заданий либо задач в особых условиях — по решению Президента РФ, руководителя государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

Содержание контракта составляют его существенные и иные условия. Они определяются с учетом того, заключается ли контракт о поступлении на правоохранительную службу или на обучение. Контакт должен содержать такие существен­ные условия, как наименование замещаемой должности пра­воохранительной службы с указанием государственного орга­на, его структурного подразделения и места нахождения; дату начала исполнения служебных обязанностей; обязанность РФ и уполномоченного лица создавать условия прохождения пра­воохранительной службы, установленные законодательством РФ и др.

В качестве дополнительных условий контракт может содер­жать указание на испытание и другие условия, не ухудшающие положение гражданина по сравнению с установленными ФЗ о правоохранительной службе и иными нормативными правовы­ми актами, регулирующими правоохранительную службу.

В контракте предусматриваются меры ответственности сто­рон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.

Прохождение Назначение на должности правоохранитель- право- ной службы I группы производится в поряд-

охранительной ке, установленном федеральными законами службы об органах, в которых предусмотрена право­охранительная служба, и указами Президен­та РФ, а II—V групп — руководителем уполномоченного госу­дарственного органа.

Служащий, впервые поступающий на правоохранительную службу, приводится к Присяге на верность Российской Феде­рации. Текст присяги утвержден ФЗ о правоохранительной служ­бе, порядок приведения к ней устанавливается руководителем уполномоченного правоохранительного органа. Профессиональ­ная служебная деятельность служащего осуществляется в соот­ветствии со служебным регламентом, утверждаемым уполномо­ченным лицом в соответствии с законодательством и иными нор­мативными правовыми актами РФ.

В служебном регламенте служащего, независимо от заме­щаемой должности, обязательно указание на общие обязан­ности, права и полномочия служащего, установленные ФЗ о правоохранительной службе и иными нормативными правовы­ми актами РФ, регламентирующими деятельность государствен­ного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

Порядок разработки и утверждения служебных регламен­тов, а также типовые служебные регламенты устанавливаются Президентом РФ.

Прохождение правоохранительной службы связано с воз­можными переводами и перемещениями, прикомандированиями к государственным органам и иным организациям, в том числе международным, профессиональной подготовкой, зачислением в резерв государственного органа, аттестацией служащего, с со­вмещением им должностей и совместительством и т. д. — все эти и некоторые другие вопросы правового положения служа­щих достаточно подробно урегулированы ФЗ о правоохрани­тельной службе и иными нормативными правовыми актами о данной службе. Будучи созвучными с вопросами трудового пра­ва, их публично-правовое регулирование имеет существенные особенности. Не умаляя большой значимости всех этих вопро­сов, избирательно, и весьма кратко, рассмотрим порядок аттес­тации служащих, присвоения им специальных званий и класс­ных чинов, службы в особых условиях.

Аттестация имеет целью определение соответствия квали­фикации и служебной деятельности служащего требованиям, предъявляемым к замещаемой должности правоохранительной службы. Она проводится каждые четыре года пребывания в за­мещаемой должности правоохранительной службы, независи­мо от вида контракта.

Досрочная аттестация проводится: а) при переводе служа­щего в соответствии с ФЗ о правоохранительной службе; б) при прекращении правоохранительной службы в связи с восстанов­лением в должности ранее замещавшего ее служащего.

Порядок аттестации служащих, замещающих должности правоохранительной службы I группы, определяется Президен­том РФ, а служащих, замещающих должности II—V групп, — руководителем уполномоченного государственного органа.

По результатам аттестации аттестационной комиссией да­ется одна из следующих рекомендаций:

  1. соответствует: а) замещаемой должности правоохрани­тельной службы; б) замещаемой должности и подлежит вклю­чению в кадровый резерв для замещения вышестоящей долж­ности правоохранительной службы;

  2. не соответствует замещаемой должности правоохрани­тельной службы и подлежит: а) направлению на переподготов­ку или повышение квалификации; б) переводу; в) увольнению.

  3. о переносе аттестации на срок до одного года с предло­жение устранить недостатки и упущения в служебной деятель­ности, указанные в отзыве непосредственного руководителя.

С учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее двух недель после проведения аттестации соответствующим ру­ководителем принимается решение о: а) продлении со служащим контракта; б) включении служащего в кадровый резерв для за­мещения вакантной вышестоящей должности правоохранитель­ной службы; в) направлении служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; г) переводе слу­жащего; д) расторжении со служащим контракта и увольнении.

Прохождение К таким условиям закон относит действие во- пРав°- енного или чрезвычайного положения, воору-

охРанительной женные конфликты, проведение контртерро- службы в особых

ристических мероприятий, ликвидацию по-

условиях „

следствий чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера. В таких условиях возникает необхо­димость выполнения специальных мероприятий, направленных на обеспечение общественного порядка, общественной и госу­дарственной безопасности, повышается угроза жизни и здоро­вью при осуществлении служебной деятельности. Это требует внесения изменений в содержание служебной деятельности, ха­рактерной для нормальных условий. Ужесточаются к ней тре­бования, а также социальная и правовая ответственность слу­жащих. С учетом этого по решению уполномоченного лица до­пускается изменение режима служебного времени служащего, возложение на служащего дополнительных обязанностей, ус­тановление дополнительных ограничений, временный перевод служащего и установление других особых условий прохожде­ния правоохранительной службы без согласия служащего. Со служащим может быть заключен срочный специальный кон­тракт на прохождение правоохранительной службы в особых условиях.

Отказ служащего от прохождения правоохранительной службы в особых условиях является основанием освобожде­ния его от замещаемой должности и расторжения контракта.

Прохождение правоохранительной службы связано с при­своением служащим специальных званий или классных чинов этой службы. Таким образом определяется принадлежность слу­жащего к правоохранительной службе, стимулируется повыше­ние его квалификационного и профессионального уровня, от­части формируются отношения между служащими.

Условия присвоения специальных званий и классных чи­нов установлены ФЗ о правоохранительной службе, запрещаю­щим также установление иных условий.