logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти

Контрольные полномочия органов законодательной (пред­ставительной) власти закреплены в Конституции РФ, конститу­циях республик, уставах других субъектов РФ. Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне РФ, ее субъектов.

Контроль органов представительной власти осуществляет­ся с соблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти, в частности, органов исполни­тельной власти.

Объем контрольных полномочий палат Федерального Со­брания по отношению к органам федеральной исполнительной власти невелик. При этом они принадлежат в основном Государ­ственной Думе.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявля­ются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначе­ние Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает и освобождает от должности Пред­седателя Центрального банка РФ.

Государственная Дума осуществляет контроль за деятель­ностью Правительства РФ по разработке федерального бюдже­та, который оно представляет на рассмотрение Государственной Думы.

Контроль за исполнением федерального бюджета относит­ся к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. Для регулярного контроля за его исполнением Федеральное Со­брание имеет постоянно действующий орган финансового кон­троля — Счетную палату.

В соответствии с Законом РФ от 11 января 1995 г. «О Счет­ной палате Российской Федерации»1 на нее возложены функ­ции по организации и проведению оперативного контроля за ис­полнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов; контроль за законностью и свое­временностью движения средств федерального бюджета в Цен­тральном банке РФ и др.

Контрольные полномочия Федерального Собрания прояв­ляются также в том, что назначение и освобождение от долж­ности дипломатических представителей РФ в иностранных го­сударствах осуществляется Президентом РФ после согласования с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат Фе­дерального Собрания.

Формой контроля является запрос членов Совета Федера­ции, депутата или группы депутатов Государственной Думы Пра­вительству РФ, руководителям федеральных органов исполни­тельной власти, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию перечисленных органов2.

Контрольные полномочия Федерального Собрания предус­мотрены также рядом федеральных законов. Так, например, За­кон РФ от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы бе­зопасности в Российской Федерации»3 и Закон Российской Фе­дерации от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»4 закрепили полномочия Федерального Собрания по осуществлению конт­роля за деятельностью органов Федеральной службы безопасно­сти и органов внешней разведки РФ.

Контрольные полномочия законодательного (представитель­ного) органа субъекта РФ по отношению к исполнительной вла­сти закреплены в ФЗ «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов РФ», а также в конституциях (уставах) и иных законах этих субъектов.

Законодательный (представительный) орган осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъектов РФ, выпол­нением бюджета, соблюдением установленного порядка распо­ряжения собственностью субъекта РФ.

Указанный орган утверждает бюджет, программы социаль­но-экономического развития субъекта РФ, отчеты об их исполне­нии, разрабатываемые высшим органом исполнительной власти; определяет структуру высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ. Реализация данных полномочий включает в себя контроль деятельности высшего должностного лица (руководителя) высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ.

Контрольной деятельностью законодательного (представи­тельного) органа охватываются правовые акты высшего долж­ностного лица (руководителя), нормативные правовые акты ор­ганов исполнительной власти субъекта РФ, которые должны на­правляться в законодательный (представительный) орган в сроки, установленные конституцией (уставом), законом субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган вправе: а) об­ратиться к указанным должностным лицам и органам исполни­тельной власти с предложением о внесении изменений, допол­нений в эти акты; б) об их отмене; в) обжаловать их в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конститу­ционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции ука­занных нормативных правовых актов.

Законодательный (представительный) орган принимает уча­стие в формировании высшего исполнительного органа государ­ственной власти, в утверждении или согласовании назначения на должность его отдельных должностных лиц. Он вправе вы­разить недоверие руководителям органов исполнительной вла­сти, в назначении которых на должность принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ. Принятие решения о недоверии влечет немедленное освобож­дение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом), законом субъекта РФ.