§ 6. Общий надзор органов прокуратуры
В соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», федеральными законами от 18 октября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в этот Закон на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя ряд направлений или отраслей, одной из которых является общий надзор.
Предметом надзора являются:
а) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
б) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.
Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правительством РФ. Это — прерогатива конституционного контроля. Однако если принятое Правительством постановление противоречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ.
Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.
Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора закреплены в ст. 22, 27 Закона о прокуратуре РФ. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлении служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими законов; требовать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзора представления необходимых материалов, документов, статистических и других сведений, в том числе актов, изданных ими с нарушением закона.
Прокурор имеет право требовать от должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, по которым необходимы специальные знания; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, предприятий, учреждений в связи с имеющимися у него сведениями о нарушениях закона. Должностные лица, которым поступило требование прокурора о проведении проверок и ревизий, обязаны незамедлительно приступить к его исполнению.
Прокуратура наделена правом координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых принимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.
Прокурор вправе проверять законность административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были незаконно подвергнуты административному задержанию на основании решения несудебных органов; в предусмотренных законом случаях возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении либо требовать привлечения нарушивших закон лиц к иному виду ответственности, установленной законодательством; обращаться в суд за защитой прав и законных интересов граждан, общества, государства; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.
Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граждан осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о фактах нарушения законности.
Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, подменять собой иные государственные, в том числе контрольные, органы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения адресатом в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей работе соответствующие методы, к которым относятся:
Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогами проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений законности, причин и условий, их порождающих, предлагаются меры по их устранению. Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности.
Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с целью установления соответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.
Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Участие в таких заседаниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.
Они вправе участвовать также в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, поступающих в прокуратуру либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер.
В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушения законности.
В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Закона).
Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме.
Протест прокурора на правовой акт содержит определенные реквизиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он издан; содержание опротестованного акта либо части его; правовое обоснование незаконности изданного акта; указание на нарушение нормы закона или подзаконного акта; требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста.
Представление прокурора (ст. 23 Закона) является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие. Оно вносится в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.
Основанием внесения представления могут быть выявленное нарушение закона либо совокупность нарушений, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, судебной практики и др., позволяющие прокурору судить о состоянии законности на том или ином поднадзорном объекте.
Как и протест, представление содержит в себе определенные реквизиты: наименование поднадзорного объекта, которому оно адресуется; материалы, явившиеся основанием внесения представления; наименование нарушенного закона или законов; сущность совершенных правонарушений, их причины и условия; предлагаемые меры по ликвидации нарушений законности и устранению причин и условий, им способствующих; указание на конкретных виновных лиц и предложение о привлечении их к ответственности; должностное положение, классный чин прокурора, дата внесения представления.
Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на то орган или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть дело в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. Оно объявляется прокурором или его заместителем в письменной форме должностному лицу в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном по- рядке1 .
от 11 декабря 2003 г. № 6945-р утвержден Примерный устав федерального
государственного унитарного предприятия // Российская газета. 2004.
4 февр.
1 Евтихиев И. И. Виды и формы административной деятельности. Ав- тореф. докт. дисс. М., 1948.
1 См.: постановление Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 11-ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением Граждан
1 К административным правонарушениям, за которые предусмотрены эти наказания, относятся: а) административный арест — за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава (ст. 17.3); неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24); мелкое хулиганство (ст. 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 22.2); демонстрация фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25);
б) лишение специальных прав — за нарушение правил и норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3); нарушение правил безопасности полетов (ст. 11.5); нарушение правил плавания (ст. 11.7); управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9); нарушение правил погрузки и разгрузки судов (ст. 11.11); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8); превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 ч. 4); нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст. 12.10 ч. 1); нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15 ч. 3); непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ст. 12.17 ч. 2); нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки (ст. 12.21 ч. 2); нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24); невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст. 12.27 ч. 2) и т. д.;
1 См. интервью «Российской газете» Заместителя Председателя Правительства РФ, руководителя Комиссии по административной реформе С. Е. Нарышкина «Вице-премьер — Сергей Нарышкин — о российском присутствии на Шпицбергене, административной реформе и партийном правительстве» // Российская газета. 2007. 16 окт.
Следует напомнить, что термины «премьер», «вице-премьер», «кабинет министров», используемые в публикациях для обозначения соответственно Председателя Правительства, его Заместителей, Правительства РФ, являются неконституционными, придуманными в основном журналистами и не могут быть обиходным для специалистов в области права.
1 В советский и постсоветский периоды (до 2005 г.) регламенты широко использовались как правовая форма регулирования отношений в сфере государственного управления. Но регулирование общественных отношений с помощью регламентов для России не является новым (например, известны Военный и другие регламенты Петра I, регламенты Правительства РФ). Термин «регламент» толкуется как устав, свод правил, касающийся какой-либо отрасли (см.: Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. М., 2004). Исходя из сути можно сказать, что в какой-то мере функции регламентов ранее выполняли и могут выполнять положения, уставы, инструкции, правила (особенно общие, примерные, типовые). В последние годы возросло значение регламентов в регулировании деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Судя по редакции Типового регламента, положение о данном федеральном органе исполнительной власти является самостоятельной формой акта, непосредственно относящегося к установлению его правового статуса как самостоятельного субъекта права.
1 См. сноску на стр. XIX.
1 Следовательно, весьма важно иметь в виду, что в нормативных правовых актах, а также в литературе различными терминами часто обозначаются либо тождественные, либо смежные, частично совпадающие понятия: а) государственное управление, как более широкое понятие, чем функционирование исполнительной власти. В этом случае субъектами государственного управления выступают все государственные органы, осуществляющие исполнительную деятельность, включая органы, формально не относящиеся к органам исполнительной власти, б) осуществление исполнительной власти и государственное управление как понятие, тождественное указанному широкому представлению о государственном управлении; в) функционирование исполнительной власти и государственное управление, осуществляемые лишь органами исполнительной власти. Иногда указанные понятия подменяются словосочетанием «государственная администрация». Распространенным является также обозначение термином «администрация» конкретных органов исполнительной власти и других государственных органов, органов государственных предприятий, учреждений и организаций. Совпадения и различие в этих понятиях можно установить путем логического и системного анализа нормативных правовых актов, в которых они используются.
2 См., например, ФЗ от 11 июня 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Росийской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Российская газета. 2004. 1 июля.); ФЗ от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» (Российская газета. 2007. 1 августа); ФЗ от 1 декабря 2007 г. № Э17-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ст. 2 п. 1) — Российская газета. 2007. 5 декабря; Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2006 г. № 285 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления» (Россий- кая газета. 2006. 4 апреля); Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2007 г. № 316 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия» (Российская газета. 2007. 14 марта); ФЗ от 29 апреля 2008 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации».
1 См., например: Козлов Ю. М. Административное право в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2000.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 440.
1 Поэтому они стали предметом тщательного исследования многих авторов. Научно-практическая ценность полученных результатов не столько в том, что они привлекают внимание специалистов к поискам наиболее правильных ответов на дискуссионные вопросы, сколько в том, что они с различных позиций формируют широкое представление о данном весьма сложном государственно-правовом явлении. Это позволяет на практическом уровне выбирать наиболее оптимальные варианты комбинирования функций управления в конкретных условиях.
1 См. § 9 главы 6.
1 Советское административное право. М.: Юридическая литература, 1981.
С. 4.
2 См.: Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 87.
1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175; Российская газета. 2003. 14 янв.
2 ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
3 СЗ РФ. 1996. № 3. С. 150.
1 САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1464.
1 ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
1 СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2290. В соответствии со ст. 92 Конституции РФ Президент РФ прекращает исполнение полномочий, в частности, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175; 2003. № 2. Ст. 159.
1 ВВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170; 1996. № 1.
Ст. 4.
2 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
3 Российская газета. 1993. 21 сент.
1 СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
2 ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62; № 28. Ст. 1064.
1 Подробное рассмотрение этого вопроса диктуется распространенностью публичных акций и обостренной востребованностью информации о регламентации их проведения.
1 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
1 Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности. Утв. приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. № 21; Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утв. приказом МИД России от 5 июня 2007 г. № 8190.
1 См.: Арбитражный кодекс РФ (СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012).
2 Российская газета. 1996. 11 июня.
1 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3092.
2 СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
3 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
4 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3806; 2001. № 11. Ст. 1002.
1 Реадмиссия — согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан (а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства.
1 СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3205.
1 СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.
2 СЗ РФ. 2000. № 34. Ст. 3473.
1 СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633.
1 См.: Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 11 марта.
2 Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
1 Органы исполнительной власти (более широко — органы государственного управления) зачастую именуются исполнительными органами, администрацией, государственной администрацией. Но сами эти понятия трактуются то в широком, то в узком смысле либо адресуются определенным субъектам административного права — администрация субъекта РФ, Администрация Президента РФ и т. д. Термин «администрация» в сочетании с другими терминами приобретает различное смысловое значение.
1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4081 (тем не менее позже стали создаваться и органы исполнительной власти в других организационных формах и с иным статусом).
2 СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5718.
См.: постановление Правительства РФ от 27 октября 2007 г. № 709 «О координационных и совещательных органах, образованных Правительством РФ» // Российская газета. 2007. 31 окт.
1 См.: Российская газета. 2007. 21 нояб.
2 Российская газета. 2008. 27 февр.
1 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4081.
2 СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168; 2002. № 14. Ст. 1311.
3 СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395; № 21. Ст. 20—27.
1 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
2 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
1 В настоящее время образован Президиум Правительства в составе: Председателя Правительства, его первых заместителей и заместителей министров: здравоохранения и социального развития; сельского хозяйства, регионального развития; иностранных дел; Минэкономразвития; внутренних дел; обороны.
1 Возложение на федеральные министерства функций нормативного правового регулирования в порученных сферах означает передачу им части полномочий Правительства РФ. Это повлекло одновременно последствия двоякого рода: с одной стороны, повышение роли, а следовательно, ответственности министерств и расширение ведомственного правотворчества, а с другой — сокращение правотворчества Правительства РФ в соответствующих сферах и усилении его ответственности за работу федеральных министерств.
В подобном решении вопроса очевиден негативный аспект, противостоять процессу развития которого трудно, а точнее, практически невозможно. Его суть в ослаблении непосредственной роли Правительства РФ в правовом регулировании отношений в подведомственных федеральным министерствам сферах, подмене его ведомственным правотворчеством более низкого уровня. Неизбежна тенденция увеличения ведомственного правотворчества как показателя безусловного оправдания значимости того или иного министерства.
В социальном плане это может (в этом вряд ли можно сомневаться) ослабить правовую обеспеченность реализации и защищенности прав и свобод граждан РФ.
Не следует забывать (правда, это было в других условиях), что одним из направлений жестокой и оправданной критики советской системы было именно засилие ведомственного правотворчества.
1 См., например, Определение Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2000 г. № 225-0.
2 См.: Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2004 г. № 135 // Российская газета. 2004. 10 дек.; Положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 22 ноября 2004 г. № 205 // Российская газета. 2004. 24 дек.
3 См. главу 45.
1 Например, нонсенсом является предоставление Федеральной миграционной службой (ФМС России) бесплатной «государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (см.: Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. Приказом ФМС от 20 сентября 2007 г. № 208). Не говоря уже о том, что согласно упомянутому Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. предоставление государственных услуг не относится к функциям федеральных служб, регистрационный учет граждан был и остается важнейшей задачей (обязанностью) государственных органов, на которых он возложен, а не их услугой. Кстати, в данном случае возникает вопрос: предоставление услуги кому?!
1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1464.
2 ВВС РФ. № 6. Ст. 188.
3 ВВС РФ. № 2. Ст. 40.
4 СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2197.
1 Конституция Удмуртской Республики лишь устанавливает, что не может быть передано в ведение органов государственной власти законодательство о государственной и муниципальной службе в Удмуртской Республике.
1 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1236.
2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 651.
1 Среди работников, занимающих в государственных органах должности, не отнесенные к государственным должностям, имеются служащие, которые по характеру принадлежащих им полномочий являются должностными лицами (например, начальники управлений и других подразделений государственных органов, ведающих вопросами административно-хозяйственного и иного обеспечения деятельности соответствующих органов).
1 По ФЗ о системе государственной службы правовое положение государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
2 См.: Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
1 САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 775 // Российская газета. 1999. 26 янв.
2 Российская газета. 1996. 13 февр.
1 ФЗ о государственной гражданской службе условно признаны равнозначными понятия: «государственная гражданская служба» и «гражданская служба»; «государственная гражданская должность» и «гражданская должность»; «государственный гражданский служащий» и «гражданский служащий», т. е. облегчается редакция путем исключения из словосочетаний указаний на государственный характер соответствующих категорий.
1 СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
1 Следует иметь в виду, что в некоторых учебниках по административному праву при рассмотрении вопроса о поступлении на гражданскую службу выделяется также в качестве способа замещения государственных должностей выборность. При этом отмечается, что он используется при выборах Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, председателей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, их депутатов; элементы выборности можно обнаружить в наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, хотя его порядок и условия противоречат самой сути этого способа. Все это верно, но нуждается в специальной оговорке: указанные должности признаются государственными должностями, они не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица по законодательству о государственной службе не являются государственными служащими.
1 Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должностей государственной гражданской службы утв. Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 // Российская газета. 2005. 18 февр.
1 Принятая в данной главе структура освещения вопросов правоохранительной службы продиктована своеобразием состояния ее административно-правового регулирования и наметившимися перспективами его развития. С одной стороны, действуют многочисленные нормативные правовые акты о видах правоохранительной службы, а с другой, на заседании Государственной Думы в первом чтении обсужден проект ФЗ о правоохранительной службе РФ в целом. В этой ситуации предварительное рассмотрение правовых основ правоохранительной службы становится необходимым для формирования представления о состоянии правоохранительной службы в целом и ее административно-правового обеспечения, не отвлекаясь, однако, от наметившихся их модификаций.
2 В действующих нормативных актах обычно говорится о службе в определенных органах. С учетом этого термин «виды правоохранительной службы» употребляется в соответствующих случаях условно.
1 О соответствующих видах правоохранительной службы изданы ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие ее отдельные вопросы. Например, Председателем упраздненного Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 17 февраля 2004 г. утверждена Инструкция о порядке приема граждан Российской Федерации на службу, назначения на должности, освобождения от должности и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; директором созданной вместо комитета Федеральной службы аналогичного с ним наименования утверждены 19 апреля 2004 г. № 123 Инструкция о порядке заключения контракта о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств и прекращения его действия, 23 июня 2004 г. № 186 Инструкция по организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Подобные нормативные правовые акты приняты и другими федеральными органами, имеющими правоохранительные службы.
1 В самой формулировке определения военной службы, данного в этом Законе, конкретизируется, что обозначается терминами «другие войска», «воинские формирования», «органы».
Подразумеваются: а) под другими войсками — пограничные войска, внутренние войска МВД РФ, войска гражданской обороны; б) воинскими формированиями — инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, создаваемые на военное время специальные формирования; в) органами — Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ. К военной отнесена также служба в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС РФ.
1 Коммерческой признается организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
2 Некоммерческой признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве активной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).
1 Термин «предприятие» относится также ко всем коммерческим организациям, если иное не вытекает из текста.
1 Российская газета. 1996. 23 янв.
2 ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
3 ВВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
4 Российская газета. 1995. 25 мая.
5 См.: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251; ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
1 См. ст. 295, 296 ГК РФ; Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях» // Российская газета. 2002. 3 дек.; постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».
1 СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746. Распоряжением Минимущества России
1 В административно-правовом статусе как государственных, так и негосударственных предприятий определенных категорий могут присутствовать специфические черты. Например, они предусмотрены нормативными актами о приватизации предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобилизационные задания. В уставе акционерных обществ должны отражаться обязательства по выполнению мобилизационных заданий, приравненных к заказам для республиканских нужд. Имеются конкретные особенности в статусе предприятий иных категорий.
1 Российская газета. 2002. 26 янв.
2 Российская газета. 1997. 2 авг.
1 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 26. Ст. 2565.
2 СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872.
3 СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585.
4 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4597.
1 Российская газета. 2001. 11 авг.
Положение о Российском фонде федерального имущества // САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4937.
1 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1998. № 30. Ст. 3608; Российская газета. 2002. 15 марта; 2003. 26 марта.
2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
3 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
4 СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
5 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
6 Российская газета. 1996. 26 июня.
1 См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
1 См. также гл. 4 Трудового кодекса РФ.
1 См. ст. 82, 373 Трудового кодекса РФ.
1 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
1 Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ // Российская газета. 1995. 30 авг.
1 Формы деятельности органов исполнительной власти — это внешнее выражение видов их действий, предусмотренных нормами административного права, совершаемых в целях осуществления возложенных на них задач, функций и полномочий.
Формы деятельности органов исполнительной власти как ее внешнее выражение характеризуются разнообразием, а каждый их вид — высокой степенью однородности. Многообразие конкретных действий органов исполнительной власти вытекает из самой творческой организующей сути исполнительно-распорядительной деятельности. Однако ее властный характер требует, во-первых, официального оформления указанных действий с тем, чтобы обеспечить определенность в деятельности и взаимоот-
2 Пискотин М. В. Глава 11 учебника «Советское административное право». М., 1981.
1 Советское административное право: формы и методы государственного управления. М., 1977.
2 См.: Гражданское право. Т. 1: Учебник / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е. А. Суханов. М.: Изд-во «БЕК», 2000. С. 280 и след.
1 Российская газета. 2000. 25 апр. См. также Концепцию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом РФ 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. // Российская газета. 2000. 18 янв.).
1 Российская газета. 2003. 18 дек.
1 Васильев Р. Ф. определяет правовой акт как «волеизъявление упра- вомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которого в виде велений, обращений, соглашений и т. п. в установленных законом случаях фиксируются в документальной форме (в акте — документе)» (Васильев Р. Ф. О понятии правового акта // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1998. № 5. С. 25).
2ского процессуального кодекса Российской Федерации»; постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»; ФЗ от 5 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»; Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. «а» ст. 2).
1 Иная точка зрения воплощена в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, в котором одним из признаков нормативного правового акта признается распространение его действия «на неопределенный круг лиц» (п. «а» ст. 2).
2 В литературе утверждается мысль о том, что к «нормативным относятся и акты, непосредственно не устанавливающие правовых норм — правил поведения, не имеющие и не изменяющие сферу их действия, но имеющие значение для установления норм, для придания нормам юридической силы либо для отмены норм, изменения их сферы действия. Примерами могут служить акты об утверждении положений, уставов, инструкций, перечней актов, утративших силу... акты об образовании новых государственных и муниципальных органов» (Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000. С. 29).
1 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
1 Российская газета. 2000. 27 апр.
1 Российская газета. 1995. 2 июля. Входит в практику утверждение программ законами. Так, Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. утверждена Федеральная программа развития образования в качестве организационной основы государственной политики РФ в этой области.
2 ВВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.
1 В ред. федеральных законов от 31.12.2005 № 207-ФЗ, от 27.07.2006 № 142-ФЗ, от 20.04.2007 № 53-ФЗ (ред. 08.11.2007), от 24.07.2007 № 218-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ. Следует иметь в виду, что ряд положений и норм данного Закона в измененном виде еще не вступили в силу.
1 Российская газета. 1995. 17 янв.
1 Если иное не вытекает из текста, термином «лица» обозначаются физические и юридические лица.
1 Например, административная ответственность за публичное размещение, рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24 КоАП РФ), наступает, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
1 Указанные статьи КоАП РФ предусматривают административную ответственность за: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами (ч. 3 ст. 12.8); невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27).
1 ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 58.
1 Подробнее см.: Козлов Ю. М. Административное и процессуальное право; Раздел V учебника: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997. С. 314 и след.
Административный процесс органично связан с функционированием государственного управления, специфическим образом влияет на его упорядоченность и законность, гарантии прав граждан в отношениях с исполнительной властью. Поэтому его проблемам посвящены научные труды различных жанров, включая монографии.
2 Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.
3 Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.
4 В литературе по гражданскому процессу термины «процесс» и «судопроизводство» иногда отождествляются. См.: Гражданский процесс: Учебник / Под ред. Засл. деятеля науки РФ, д. ю. н., проф. М. К. Треушникова.
1 Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999.
1 Бюллетень нормативных правовых актов министерств и ведомств. 2003. № 47.
1 См.: Положение о порядке отбывания административного ареста. Утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3937.
2 См.: Положение о формировании реестра дисквалифицированных лиц. Утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4584.
1 СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1995; № 21. Ст. 20, 27.
2 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
3 СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.
1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
2 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
3 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
4 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.
2 САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4943.
1 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 51. Ст. 4824.
1 СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
1 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
1 См. также: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
2010
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры