logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 4. Административный надзор

Административный надзор представляет собой специфи­ческую разновидность государственного контроля. Суть его со­стоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере уп­равления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, сани­тарные, природоохранительные и другие нормы). Он осущест­вляется в отношении органов исполнительной власти, предпри­ятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Субъектами административного надзора являются феде­ральные службы, государственные инспекции (Государственная инспекция по безопасности дорожного движения и др.).

Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, т. е. деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объек­ты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм соб­ственности. Следовательно, административный надзор по свое­му характеру является надведомственным.

Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры админи­стративного принуждения.

Основной задачей органов административного надзора, вы­текающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, т. е. обеспечение законнос­ти в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.

Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложен­ных функций органы административного надзора наделены пол­номочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздейство­вать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзор­ных объектов.

Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

  1. Полномочия по предупреждению правонарушений.

  2. Полномочия по пресечению правонарушений.

  3. Полномочия по привлечению к ответственности винов­ных лиц.

  4. Полномочия по нормотворчеству.

Полномочия по предупреждению правонарушений позво­ляют органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предот­вращению других правонарушений.

Осуществляя деятельность по предупреждению правонару­шений, органы административного надзора вправе беспрепятст­венно посещать поднадзорные объекты и проводить на них про­верки по вопросам, входящим в их компетенцию, получать при этом необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов; давать раз­решение на производство отдельных работ, а также заключения по проектам строительства производственных и непроизводст­венных объектов (зданий, сооружений), на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов пита­ния; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуата­цию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять ка­рантин и закрывать при необходимости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др.

В целях профилактики правонарушений органы админист­ративного надзора осуществляют методическое руководство де­ятельностью поднадзорных объектов по вопросам своей компе­тенции, координируют ее, разрабатывают мероприятия по ее со­вершенствованию.

Вторую группу составляют полномочия по пресечению пра­вонарушений. Они применяются для того, чтобы принудитель­ным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основани­ем применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в прину­дительном прекращении противоправных действий.

Обладая данными полномочиями, органы административ­ного надзора вправе давать обязательные для исполнения пред­писания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением со­ответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости, связанной с угрозой жизни людей, они сами ос­танавливают такие работы. На основании вынесенного поста­новления они приостанавливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных уча­стков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений; запрещают эксплуатацию технически неисправных транспорт­ных средств, изготовление промышленных товаров и продуктов питания, опасных (вредных) для жизни и здоровья граждан; при­останавливают действие ранее выданного разрешения на право ведения определенного вида деятельности; отстраняют либо ста­вят вопрос об отстранении от работы лиц, систематически на­рушающих соответствующие нормы, правила и др. Такими пол­номочиями наделены Государственная инспекция по безопас­ности дорожного движения1, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники2, Государственная противопожарная служба и др.

Реализуя полномочия по предупреждению и пресечению пра­вонарушений, органы административного надзора выносят в ад­рес поднадзорных объектов обязательные для исполнения в ус­тановленные сроки предписания об устранении обнаруженных нарушений, причин и условий их совершения.

Подавляющее большинство органов административного над­зора наделены правом привлекать виновных лиц к администра­тивной ответственности. В пределах своей компетенции они са­мостоятельно возбуждают и рассматривают дела об админист­ративных правонарушениях, налагают административные нака­зания. Перечень органов административного надзора, имеющих право рассматривать дела об административных правонаруше­ниях, дан в гл. 23 КоАП. В нем также определена подведомствен­ность дел каждого из этих органов.

Действующим законодательством определенным органам ад­министративного надзора предоставлено право налагать штра­фы на физических и юридических лиц (см. главу 23 КоАП РФ).

Те органы административного надзора, которые не наделе­ны правом налагать административные наказания, направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

Последнюю группу составляют полномочия по нормотвор­честву. Однако федеральные службы в принципе не вправе осу­ществлять нормативно-правовое регулирование. Но оно возмож­но в случаях, установленных указами Президента РФ и поста­новлениями Правительства РФ.

Таким образом, административный надзор как разновид­ность контроля представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, осуществляемую независимо от ведомственных границ и форм собственности, направленную на обеспечение, с использовани­ем мер административного принуждения, единообразного ис­полнения специальных правовых норм и общеобязательных пра­вил органами исполнительной власти, предприятиями, учреж­дениями, организациями, должностными лицами и гражданами.