logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 6. Рассмотрение дела

Рассмотрение дела по существу начинается с момента по­лучения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует под­готовка дела к рассмотрению.

Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотре­нию дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмот­рение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмот­рение ими дела; правильно ли составлены протокол об админи­стративном правонарушении и другие протоколы, относящиеся к делу, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмот­рения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

В порядке подготовки дела к рассмотрению субъект адми­нистративной юрисдикции обязан разрешить вопросы о назна­чении времени и места его рассмотрения; о вызове лиц, кото­рые могут быть участниками производства по делу; об истребо­вании необходимых дополнительных материалов по делу; об отложении дела. При неправильном оформлении материалов они возвращаются направившему их органу или должностному лицу, представившему материалы, либо о передаче их по подведом­ственности. При необходимости по этим вопросам выносится определение.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно прекращается.

Дело рассматривается по месту совершения администра­тивного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, оно может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело рассматривается также: а) при про­ведении административного расследования по месту нахожде­ния органа, проводившего расследование; б) в отношении не­совершеннолетних, а также о невыполнении работодателем или представителем соглашения, достигнутого в результате прими­ренческой процедуры, об увольнении работников в связи с кол­лективным трудовым спором и объявлением забастовки, о вовле­чении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, о появлении в состоянии опьяне­ния несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах, потреблении ими в таких местах спиртосодержащей продукции, наркотических средств и других одурманивающих веществ — по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство; в) об административном правонаруше­нии, влекущем лишение права управления транспортным сред­ством, дело может быть рассмотрено также по месту учета транс­портного средства.

Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел. По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в пят­надцатидневный срок со дня получения субъектом администра­тивной юрисдикции, правомочным рассматривать дело, прото­кола об административном правонарушении и других материа­лов дела. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел. По ходатайству участников производства либо в случае не­обходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, может продлить срок его рассмотрения, но не более чем на один месяц. Дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, подлежит рассмотрению в день по­лучения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого ад­министративному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассмат­ривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на осно­вании какого закона привлекается к административной ответ­ственности. Затем устанавливается факт явки лиц, которые дол­жны участвовать в рассмотрении дела. Им разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявления и ходатайства. Вы­носится определение о приводе лица, участие которого призна­ется обязательным при рассмотрении дела, а также при переда­че дела по подведомственности.

Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:

а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматрива­ющих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначе­ния экспертизы.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в оп­ределенной последовательности: лиц, в отношении которых ве­дется производство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмот­рении дела заслушивается его заключение. Могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составля­ется протокол с соблюдением требований к нему, предусмотрен­ных ст. 29 КоАП РФ. Рассмотрение дела завершается вынесени­ем постановления либо определения в зависимости от их осно­ваний.

Постановления могут быть двух видов: а) о назначении на­казания и б) о прекращении производства по делу. Оно выно­сится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключа­ющих производство по делу, а также в случаях объявления уст­ного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Определение выносится: а) о передаче дела органу админи­стративной юрисдикции, уполномоченному назначать админи­стративные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; б) о передаче дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматриваю­щего его субъекта административной юрисдикции.

Постановление по делу об административном правонаруше­нии должно отвечать требованиям, установленным ст. 29.10. В частности, им должна определяться юридическая судьба веще­ственных доказательств, изъятых документов и т. д.

Постановление коллегиального органа принимается про­стым большинством голосов присутствовавших на заседании.

Постановление по делу объявляется немедленно по окон­чании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку фи­зическому лицу, или его законному представителю, или закон­ному представителю юридического лица, а также потерпевше­му по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Субъект административной юрисдикции, рассматриваю­щий дело, не может ограничиться только вынесением постанов­ления о назначении административного наказания. При установ­лении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, он вносит в соответствую­щие организации и должностных лицам представление о при­нятии мер по устранению указанных причин и условий. Пред­ставление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту административной юрисдикции, внесшему его.