Глава 22
О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
Жалобы — вид обращений граждан, следовательно, производство по ним является частным вопросом производства по обращениям граждан, которое является обязательным во всех государственных органах и органах местного самоуправления. Нередко оно обозначается также производством о рассмотрении заявлений, предложений и жалоб граждан — понятием, как известно, более узким, чем обращения, но более широким, чем жалобы. Систему нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регламентирующие производство по жалобам в органах исполнительной власти, образуют: а) Указ Президиума Верховного совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII (в редакции 02.02.88) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», применяемый в части, не противоречащей действующему законодательству РФ; б) тематические (отраслевые) федеральные законы, например, гл. 7 Таможенного кодекса РФ; в) указы Президента РФ и Правительства РФ иногда содержат конкретные нормы по вопросам обжалования; г) специальные нормативные правовые акты, главным образом, инструкции федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан в соответствующих органах либо также в подведомственных им органах, предприятиях, учреждениях и организациях; д) нормативные правовые акты субъектов РФ, как правило, об обращениях граждан. Как федеральные правовые акты, так и субъектов РФ именуются актами либо об обращениях граждан, либо о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, имея при этом аналогичное содержание.
Нормы о производстве по жалобам могут содержаться также в нормативных правовых актах о делопроизводстве, организации работы осуществляющих его подразделений, должностных инструкциях их работников.
Органы исполнительной власти обязаны принимать жалобы граждан и разрешать их в соответствии с действующим законодательством. Данное правило действует при соблюдении определенных условий. Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены организации и должностные лица, действия которых обжалуются. Должна быть соблюдена установленная форма обращения. Оно должно иметь подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, а также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Это, однако, не исключает права уполномоченных органов проверки анонимных сообщений о готовящихся терактах, совершенных тяжких преступлениях и т. п.
Ответственным за организацию и состояние производства по жалобам в органе исполнительной власти в целом является руководитель соответствующего органа. Другие должностные лица данного органа, его структурных подразделений непосредственно разрешают жалобы по подведомственным им вопросам в соответствии с их компетенцией. Причем подписывать решения по жалобам или ответы на них могут уполномоченные на то должностные лица.
Органы и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в жалобе, направляют ее не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом гражданина, подавшего жалобу.
Письменные жалобы подлежат обязательной регистрации по установленной форме в специальных книге или журнале либо фиксируются на магнитных носителях информации. Им присваивается входящий номер, подтверждающий принятие жалобы к рассмотрению. Отсутствие входящего номера означает, что жалоба не принята к рассмотрению и тем самым нарушается срок, установленный для разрешения жалобы. Данное обстоятельство, помимо бюрократических осложнений, может, по существу, затруднить защиту гражданином своего субъективного права. Нередко несоблюдение срока принятия решения по жалобе может повлечь для него неблагоприятные последствия, например, пропуск специального срока на судебную защиту, ущемление имущественных прав и др.
Деятельность по рассмотрению зарегистрированных жалоб (их направление для проверки специалистам, истребование заключений по жалобам, получение объяснений от субъектов, чьи действия, решения обжалуются, соблюдение срока разрешения жалоб и т. д.) находится под контролем уполномоченных лиц данного органа. В зависимости от характера жалоб ими могут быть лица, зарегистрировавшие жалобу, лица, которым поручена организация проверки жалобы, и др.
Устная жалоба может быть внесена лично в орган или его должностному лицу, уполномоченному на ее разрешение. Как
известно, руководители и другие должностные лица обязаны вести личный прием граждан, который фиксируется в специальных книгах или журналах приема граждан. По поступившим устным жалобам принимаются оперативные меры либо они берутся на контроль и решение по ним принимается после их необходимой проверки.
В нормативных актах могут предусматриваться случаи устного обжалования. Например, Таможенный кодекс РФ установил в качестве основной письменную форму обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица. А устную форму отнес к упрощенному порядку обжалования при наличии указанных в кодексе условий (ст. 57). Упрощенный порядок заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста — к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. При этом устная жалоба рассматривается безотлагательно и решение по ней принимается незамедлительно.
В зависимости от характера и значимости жалобы она берется на «особый контроль» руководителя органа или его заместителя. На аналогичный контроль берутся также жалобы, ответы на которые подписываются указанными должностными лицами. Должностные лица и органы обязаны принимать меры для объективного разрешения вопросов, поставленных в жалобе; обоснованные решения по жалобам и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по жалобам, а в случаях их отклонения указать мотивы.
Конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным лицам при рассмотрении жалоб граждан, не могут быть использованы во вред им, если они могут повлечь ущемление чести и достоинства граждан.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры