§ 5. Административное право в системе российского права
Предмет административного права включает две группы общественных отношений: а) регулируемых, если не исключительно, то главным образом, административным правом (например, административная ответственность); б) регулируемых во взаимосвязи с другими отраслями. В силу широты предмета административное право проникает в сферы отношений, регулируемых другими отраслями права. Соотношение административного права с ними проявляется адекватно особенностям соответствующих отраслей.
Как известно, базовой отраслью системы российского права является конституционное (государственное) право. Особая связь административного права с данной отраслью права (законодательства, учебной дисциплины) обусловлена тем, что они являются отраслями единого публичного права. В известном смысле административное право выступает фундаментальной отраслью права, развивающей основные положения конституционного права, обеспечивающей проведение их в жизнь.
Органичная связь административного права с конституционным проявляется в том, что его нормы, будучи в принципе основанными и производными от конституционных положений, конкретизируют и развивают принципы и нормы Конституции РФ, определяющие конституционный строй Российской Федерации, основы правового положения личности в РФ, федеральное устройство, организацию государственной власти РФ, в том числе место и функцию государственной исполнительной власти, основы местного самоуправления в Российской Федерации. Административно-правовые нормы этой группы образуют основной «пласт» норм, обеспечивающих реализацию конституционных начал публичного управления в РФ, его взаимодействия с гражданским обществом, с физическими лицами и их объединениями. Будучи органично связанным с конституционным, административное право не утрачивает своих качеств самостоятельной отрасли публичного права: имеет свои предмет, метод и функциональное назначение. В силу этих компонентов оно занимает видное место в системе других отраслей российского права, а следовательно, определенным образом соотносится с ними.
Административное право по многим позициям связано с гражданским правом. Соотношение между ними имеет два основных аспекта: а) их разграничение; б) их взаимосвязь.
Необходимость в разграничении данных отраслей диктуется сходством, более того, известным совпадением их предмета, прежде всего в той части, в какой ими регулируются однотипные имущественные отношения. Как известно, основу предмета гражданского права составляют имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (см. ст. 2 ГК РФ). Существенно и то, что предметом гражданского права могут охватываться также соответствующие отношения, возникающие между гражданами.
Субъектами имущественных отношений являются многие органы государственного управления и местного самоуправления, имеющие права юридического лица, которые реализуют в таких отношениях их специальную гражданскую правоспособность.
Для имущественных отношений, регулируемых административным правом, характерно то, что один из их участников находится в юридической зависимости от другого участника. Независимо от характера связей между участниками такие отношения всегда возникают на основе властного решения уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления либо их должностного лица. При этом автономия воли и правовой режим имущества другого участника для их возникновения не имеют существенного значения. Образно указанные отношения можно кратко называть властно- или административно-имущественными. Они могут возникать при реализации уполномоченными субъектами юридически властных полномочий различной направленности, например, при передаче имущественных объектов федеральной собственности в собственность субъекта РФ; образовании на базе государственного или муниципального имущества предприятий и учреждений; изъятии у казенных предприятий имущества в случаях, допускаемых законом, и т. д.
Вместе с тем во многих сферах, определенных нормативными правовыми актами, общественные отношения регулируются во взаимосвязи с административным и гражданским правом. В высокой степени сопряжены их нормы, касающиеся регистрации юридических лиц; регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; лицензирования отдельных видов деятельности юридических лиц и т. д.
Индивидуальные акты органов государственного управления и местного самоуправления относятся к юридическим фактам, которые могут влечь возникновение, изменение или прекращение различных гражданско-правовых отношений.
Важно также отметить, что федеральные органы исполнительной власти, в пределах их компетенции, могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.
В случаях, установленных законом, гражданские правоотношения могут защищаться в административном порядке, в том числе и мерами административной ответственности.
Взаимосвязь административного права с уголовным правом обусловлена наличием смежных и даже общих объектов административных правонарушений и преступлений. В случаях, установленных законом, в зависимости от характера правонарушения наступает административная или уголовная ответственность. Юридические критерии разграничения административных правонарушений и преступлений закрепляются указанными отраслями права.
Уголовное право предусматривает ответственность за преступные нарушения различных правил, относящихся к административному праву. В свою очередь, административная ответственность может выступать в качестве общей превенции преступлений.
Административное право тесно связано с финансовым правом, регулирующим общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Оно сформировалось на базе конституционного и административного права. Поэтому отношения в сфере действия финансового права регулируются либо лишь нормами административного права (образование финансовых органов), либо одновременно нормами административного и финансового права (установление компетенции указанных органов), либо лишь нормами финансового права (содержание решений государственных органов по финансовым вопросам). Следует признать близким к истине утверждение о том, что управленческие отношения, возникающие в результате финансовой деятельности государства, регулируются административным правом, а собственно финансовые — финансовым правом.
Административное право регулирует широкий круг общественных отношений в сфере действия земельного, экологического права, выступая в качестве их правовой основы в случаях, когда установление и реализация норм этих отраслей осуществляются органами государства и местного самоуправления методами и в формах, свойственных управленческой деятельности.
Административное право отграничивается от трудового права по его предмету, основу которого образуют трудовые отношения. Административное право проникает в сферу отношений с участием организаций, регулируемых трудовым правом, ибо их постоянные субъекты — исполнительные органы (должностные лица). Они наделены властными полномочиями совершать действия, влекущие отношения управленческого характера, сопутствующие возникновению, изменению и прекращению трудовых отношений. Изданием административных актов оформляется возникновение трудовых отношений, предоставление работникам отпусков, их награждение, перевод на другую работу и т. д. В тесной взаимосвязи норм административного и трудового права регулируются государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Нормами административного права устанавливаются полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления в области издания правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Административное право соприкасается также с гражданским процессуальным правом и арбитражным процессуальным правом в той мере, в какой они регулируют порядок разрешения судами подведомственных им дел, возникающих из публичных правоотношений.
Особое место административного права в правовой системе Российской Федерации заключается в том, что оно свойственными ему методами защищает в установленных пределах общественные отношения, регулируемые различными отраслями. А его процессуальными нормами нередко регламентируется порядок разрешения споров, возникающих из разных отраслей материального права.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры