logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 5. Возбуждение дела

КоАП РФ, определяя поводы к возбуждению дел об адми­нистративных правонарушениях, дифференцирует их с учетом особенностей некоторых юридических лиц. Он позволяет раз­делить их на две группы: а) общие и б) дополнительные.

Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное пра­вонарушение. К ним относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на его событие; поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие такого события.

Специальные поводы. К ним относятся сообщения и заяв­ления физических и юридических лиц, а также в средствах мас­совой информации, содержащие данные, указывающие на на­личие события административного правонарушения. Однако они не являются поводами к возбуждению дел за нарушение зако­нодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергну­тым административному наказанию; фиктивное или преднаме­ренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве и др. Поводами к возбуждению дел об административных пра­вонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 (фиктивное или пред­намеренное банкротство, неправомерные действия при банкрот­стве), 14.23 (осуществление дисквалифицированным лицом дея­тельности по управлению юридическим лицом), кроме общих поводов, признаются также сообщения и заявления собствен­ника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмот­рении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов; фиксация административного правонарушения в области дорож­ного движения техническими средствами; подтверждение содер­жащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что (в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного дви­жения техническими средствами) транспортное средство нахо­дилось во владении или пользовании другого лица.

Сообщения, заявления и иная информация рассматривают­ся должностным лицом, уполномоченным составлять протоко­лы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено этим лицом при наличии хотя бы одного из пово­дов и достаточных данных, указывающих на наличие админис­тративного правонарушения.

Моментом возбуждения дела признается составление про­токола осмотра места совершения административного правона­рушения. Случаи, когда такой протокол составляется, и требова­ния к его содержанию и оформлению определены в ст. 28.1(1) КоАП РФ; составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, протокола об административ­ном правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вы­несение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования в установленных случаях; оформление предупреждения или наложение (взима­ние) административного штрафа на месте совершения админист­ративного правонарушения в случаях, когда протокол об админи­стративном правонарушении не составляется; вынесения поста­новления по делу об административном правонарушении, зафик­сированном и оформленном с помощью технических средств.

Важнейшим процессуальным документом, оформляющим возбуждение дела, является протокол об административном пра­вонарушении. Протоколы об административных правонаруше­ниях вправе составлять должностные лица: 1) уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (гла­ва 23 КоАП РФ); 2) федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральны­ми законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонару­шениях, устанавливаются федеральными органами исполнитель­ной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Протокол не составляется, если при совершении физиче­ским лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или адми­нистративного штрафа. В этом случае уполномоченным долж­ностным лицом на месте совершения административного право­нарушения оформляется предупреждение либо налагается адми­нистративный штраф. Он уплачивается в порядке, установленном для исполнения постановления о наложении административ­ного штрафа (ч. 3, 2, 1 ст. 32.2; 32.3 КоАП РФ).

При выявлении и фиксировании административного пра­вонарушения в области дорожного движения техническими средствами протокол о его совершении не составляется, а поста­новление по делу выносится без участия лица, в отношении ко­торого возбуждено дело об административном правонарушении. Постановление должно удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям (ст. 29.10 КоАП РФ).

Прокурором возбуждаются дела об административных пра­вонарушениях, предусмотренных определенными статьями КоАП РФ. А при осуществлении надзора за соблюдением Конститу­ции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом ад­министративном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Прокуро­ром выносится постановление о возбуждении дела об админис­тративном правонарушении (ст. 28.2). Физическому лицу или за­конному представителю юридического лица, в отношении ко­торых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они вправе представить объясне­ния и замечания по содержанию протокола, которые к нему при­лагаются. В случае неявки этих лиц, если они извещены в уста­новленном порядке, протокол об административном правонару­шении составляется в их отсутствие.

Протокол подписывается должностным лицом, его составив­шим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Составлению протокола об административном правонару­шении может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав по­требителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасно­сти, дорожного движения, на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится, если осуще­ствляются экспертиза или иные процессуальные действия, тре­бующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключитель­ных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении тамо­женных правил — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования состав­ляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту админист­ративной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента его составления. Протокол (по­становление прокурора) об административном правонаруше­нии, влекущем административный арест либо административ­ное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Протокол не составляется в случае, когда назначается на­казание в виде предупреждения или административного штра­фа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в разме­ре, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты тру­да. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспари­вает наличие события административного правонарушения и (или) назначение ему наказания либо отказывается от уплаты штрафа на месте, составляется протокол об административном правонарушении.