§ 3. Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы могут быть подразделены на определенные виды по различным основаниям.
В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений. Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права (например, порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами).
Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. При этом процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.
По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.
Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).
Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (например, запрещены на территории Российской Федерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, определенных Федеральным законом «Об оружии», изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, и т. д.).
Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение. См., например, ст. 14.22 КоАП РФ).
Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, относящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти. Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ.
Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения). Это различные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т. д. Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.
Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности.
По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т. е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения, например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий. В случае, если такого рода соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.
По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по общему правилу, специальные нормы. Разумеется, что речь идет о нормах равной юридической силы.
По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т. е. в которых само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.
В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы общефедерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.
По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.
В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.
С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия.
По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры