logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 6. Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — установленная государ­ством мера ответственности за совершение административно­го правонарушения. Применяется в целях предупреждения со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью уни­жение человеческого достоинства физического лица, совершив­шего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репу­тации юридического лица.

Административные наказания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.

Административные наказания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет час­то общность оснований применения (административное право­нарушение), а также их целевое назначение — предупреждение правонарушений.

Однако меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение нарушителя к от­ветственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры пресечения могут предшествовать при­менению административных наказаний и не влияют на их вы­бор органом, судьей, должностным лицом, решающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры администра­тивного пресечения могут предшествовать применению уголов­но-процессуальных мер, если в действии (бездействии) будут установлены признаки преступления.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на право­нарушителя. Некоторые административные взыскания сочета­ют в себе одновременно и моральное осуждение, и материаль­ное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (на­пример, административный арест, лишение специальных прав и др.).

Административные наказания образуют стройную систе­му, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

а) предупреждение;

б) административный штраф;

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения;

г) конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения;

д) лишение специального права, предоставленного физичес­кому лицу;

е) административный арест;

ж) административное выдворение из пределов РФ иностран­ного гражданина и лица без гражданства;

з) дисквалификация;

и) административное приостановление деятельности.

В отношении юридических лиц могут применяться предуп­реждение, административный штраф, возмездное изъятие, кон­фискация, административное приостановление деятельности.

Административные наказания, кроме предупреждения, ад­министративного штрафа, устанавливаются только КоАП РФ.

КоАП РФ подразделяет административные наказания на ос­новные и основные и дополнительные.

В качестве только основных административных наказаний устанавливаться и применяться могут лишь предупреждение, ад­министративный штраф, лишение специального права, предос­тавленного физическому лицу, административный арест, диск­валификация, административное приостановление деятельнос­ти, а все другие могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания: возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение за пре­делы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Предупреждение — мера административного наказания. Она выражается в официальном порицании физического или юридического лица; выносится в письменной форме. Устное пре­дупреждение не является административным наказанием. Пре­дупреждение как наказание влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные на­казания, в частности, оно может иметь значение для определе­ния правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

Следует также учитывать, что в форме предупреждения мо­гут устанавливаться меры административного пресечения. В

каких случаях оно является административным наказанием, ус­танавливается КоАП РФ, законами субъектов РФ, предусматри­вающими административную ответственность за те или иные правонарушения.

Административный штраф — денежное взыскание, выра­жающееся в рублях и устанавливаемое для граждан в размере, не превышающем пять тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного мил­лиона рублей. Он не может быть менее ста рублей.

Административный штраф за определенные материальные (неформальные) административные правонарушения может выражаться в величине, кратной стоимости, сумме, выручки, т.е. в зависимости от характера административных правонарушений, выраженных в денежной (стоимостной) форме.

Предусмотрены две разновидности исчисляемого таким образом штрафа: он не может превышать: а) трехкратный раз­мер стоимости предмета административного правонарушения; суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денеж­ных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бу­маг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установ­ленного требования о резервировании, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в упол­номоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвра­щенных в установленный срок в Российскую Федерацию; б) одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правона­рушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календар­ный год, предшествующий году, в котором было выявлено ад­министративное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календар­ного года, в котором было выявлено административное право­нарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем кален­дарном году.

Штраф за мелкое хищение не может превышать пятикрат­ный размер похищенного имущества. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и мат­росам, проходящим службу по призыву, а также к курсантам во­енных образовательных учреждений профессионального обра­зования до заключения с ними контракта о прохождении воен­ной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения состоит в их принудитель­ном изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реа­лизацию изъятого предмета.

КоАП РФ установил возмездное изъятие в качестве един­ственного, т. е. безальтернативного другим дополнительным, на­казания за нарушение правил: хранения, ношения или уничто­жения оружия и боеприпасов; коллекционирования или экспо­нирования оружия и патронов к нему (ст. 20.8); перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему; использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12). В этих случаях примене­ние возмездного изъятия не является обязательным, а правом субъекта, рассматривающим дело о соответствующем админист­ративном правонарушении. КоАП РФ пока не предусмотрел слу­чаи применения данной меры в качестве основного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения состоит в принудительном безвоз­мездном обращении в федеральную собственность или в соб­ственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

Конфискация предусмотрена за многие административные правонарушения, причем в качестве меры, которая а) может при­меняться в качестве меры дополнительного наказания по усмот­рению субъекта, рассматривающего дело о соответствующем административном правонарушении; б) подлежит обязательному применению (ст. 13.10; 13.15; 14.10; 14.16 и др.); в) в качестве ос­новного административного наказания, альтернативного адми­нистративному штрафу и конфискации как дополнительного на­казания. Например, недекларирование либо недостоверное дек­ларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транс­портных средств, явившихся предметами административного пра­вонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфис­кацию предметов административного правонарушения (ст. 16.1, 16.2).

Не является конфискацией изъятие из незаконного владе­ния лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правона­рушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятые из оборо­та либо находившиеся в противоправном владении лица, совер­шившего административное правонарушение; по иным причи­нам и на этом основании подлежащих обращению в собствен­ность государства или уничтожению (ст. 3.7).

Следует иметь в виду, что конфискуются именно орудие со­вершения и предмет административного правонарушения, а не имущество вообще, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.

Возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий и средств охоты и ры­боловства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, не предусматривает возможность применения данных мер в качестве альтернатив­ных, т. е. взаимозаменяемых, дополнительных административ­ных наказаний.

Лишение специального права, ранее предоставленного фи­зическому лицу, применяется за совершение административного правонарушения. Данная мера устанавливается за грубое или си­стематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Срок лишения таких прав не может быть менее одного месяца и более трех лет. Сроки лишения специальных прав предусмат­риваются статьями Особенной части, устанавливающими ответ­ственность за соответствующие конкретные правонарушения (см. ст. 11.5; 11.9; 11.17; 12.8; 12.9; 12.15; 12.26; 12.27).

Лишение специального права в виде: а) права управления транспортным средством не может применяться к лицу, кото­рое пользуется транспортным средством в связи с инвалиднос­тью, за исключением предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.6, ч. 2 ст. 12.27 случаев управления транспортным средством в со­стоянии опьянения, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происше­ствия, участником которого оно является1; б) права охоты не мо­жет применяться к лицам, для которых охота является основ­ным законным источником средств к существованию.

Административный арест устанавливается и применяется в исключительных случаях. Он заключается в содержании на­рушителя в условиях изоляции от общества. По общему прави­лу, устанавливается на срок до 15 суток, а до 30 суток — лишь за нарушение требований режима в зоне проведения контртерро­ристической операции. Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, ли­цам, не достигшим возраста 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест предусматривается в основном за правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. В соот­ветствии с КоАП РФ он может применяться за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужа­щего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной систе­мы (ст. 19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест от­бывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблю­дением ограничений, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24); мелкое хули­ганство (ст. 20.1); демонстрирование фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); блокирование транспортных коммуника­ций (ст. 20.18); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25).

Административное выдворение за пределы РФ иностран­ного гражданина или лица без гражданства заключается в при­нудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом са­мостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без граждан­ства из РФ. Выдворение за пределы РФ как мера административ­ного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без граждан­ства административного правонарушения при въезде в РФ — со­ответствующим должностным лицом. Строго говоря, выдворе­ние является мерой административного принуждения, близкой по своей природе к мерам административного пресечения, но не к административным наказаниям. Ибо данная мера не влечет за собой всех правовых последствий, вызываемых применением ад­министративных наказаний. Ее применение регламентируется не общими, а специальными нормативными правовыми актами.

Административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации не может применяться к военнослужащим — иностран­ным гражданам.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном орга­не управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую де­ятельность по управлению юридическим лицом, а также управ­лять юридическим лицом в других случаях, предусмотренных за­конодательством РФ. Данная мера может быть применена к ли­цам, осуществляемым организационно-распорядительные или ад­министративно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществля­ющим предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести меся­цев до трех лет. КоАП РФ дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде от одного года до трех лет (ст. 5.27); ненадлежащее управление юридическим лицом — до трех лет (ст. 14.21); фиктивное или преднамеренное банкротст­во — до трех лет (ст. 14.12); неправомерные действия при банк­ротстве — до трех лет (ст. 14.14); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц — до трех лет, если такое действие не содержит признаки уголовно наказуемого деяния (ст. 14.25).

Административное приостановление деятельности — вре­менное прекращение деятельности лиц, осуществляющих пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, а также эксплуатации агрегатов, объектов, осуществления отдельных ви­дов деятельности работ. Основаниями его применения являются: а) угроза жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Его цель в этих слу­чаях предотвратить наступление указанных последствий; б) либо в случае совершения административного правонарушения в об­ласти оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; противодействия легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем; финансирования терро­ризма; установления в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и ино­странных организаций ограничений на осуществление отдель­ных видов деятельности; правил привлечения иностранных граж­дан и лиц без гражданства к трудовой деятельности на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), а также в градос­троительной деятельности.

Административное приостановление деятельности предус­мотрено за разнородные административные правонарушения, имея в конечном счете целью соответственно охрану здоровья и жизни граждан, обеспечение общественных и государствен­ных интересов. Оно устанавливается на девяносто суток (ми­нимальный срок законом не определен), назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ при условии, если менее строгий вид административного наказания не сможет обес­печить достижение цели административного наказания. Оно предусмотрено за административные правонарушения: наруше­ния законодательства о труде и охране труда (глава 5 ст. 5.27); посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благо­получие населения (глава 6 ст. 6.3 — 6.6, 6.15); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8 ст. 8.2, 8.3, 8.6, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.31); в промышленности, стро­ительстве и энергетике (глава 9 ст. 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.9, 9.11); в сель­ском хозяйстве, ветеринарии (глава 10 ст. 10.3, 10.6, 10.8); в обла­сти связи и информации (глава 13 ст. 13.4, 13.7; 13.12); в области предпринимательской деятельности ( глава 14 ст. 14.1, 14.4); в об­ласти привлечения иностранных граждан к трудовой деятельно­сти (глава 18 ст. 18.15—18.17); против порядка управления (глава 19 ст. 20); в сфере пожарной безопасности (глава 20 ст. 20.4). Дан­ное наказание может применяться также за административные правонарушения в области оборота наркотических, психотроп­ных веществ и их прекурсоров; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финан­сированию терроризма.

Судья на основании ходатайства индивидуального предпри­нимателя или юридического лица досрочно прекращает испол­нение данного административного наказания, если будет уста­новлено, что устранены обстоятельства, послужившие основа­нием для его назначения.

Административные наказания в виде возмездного изъятия, конфискации, лишения специального права, административно­го выдворения, дисквалификации, административное приоста­новление деятельности могут назначаться только судьей.