logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 2. Законодательные основы административной ответственности

Под законодательными основами понимается система нор­мативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанав­ливающие административную ответственность.

Конституция РФ административное и административно- процессуальное законодательство, в том числе об администра­тивных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъек­тов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между фе­деральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции РФ федеральное административ­ное и административно-процессуальное законодательство име­ют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть кон­кретизирована федеральным законом.

Федеральным законом, регулирующим административную ответственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ включает пять разделов:

  1. Общие положения. Они содержат нормы, которые выде­ляют административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности с присущими ей особеннос­тями. Здесь определяются система законодательства об адми­нистративных правонарушениях, административное правонару­шение как основание административной ответственности, сис­тема и сущность административных наказаний, порядок их назначения и содержатся нормы, регулирующие общие вопро­сы административной ответственности.

  2. Особенная часть. Здесь дается классификация админис­тративных правонарушений с указанием конкретных видов на­казания за их совершение.

  3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рас­сматривать дела об административных правонарушениях. В этом разделе систематизированы нормы, которые закрепляют систему субъектов юрисдикции по делам об административных право­нарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел.

  4. Производство по делам об административных правонару­шениях. В этом разделе определяются задачи и принципы про­изводства, участники производства, их права и обязанности, ста­дии производства.

  5. Исполнение постановлений по делам об административ­ных правонарушениях. В этом разделе сосредоточены правовые нормы, определяющие как общие начала производства по испол­нению постановлений об административных наказаниях, так и по исполнению постановлений о назначении конкретных адми­нистративных наказаний.

КоАП РФ предусматривает, что законодательство об адми­нистративных правонарушениях состоит из КоАП РФ и при­нимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об ад­министративных правонарушениях. Это, в частности, означа­ет, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения изменений и до­полнений в КоАП РФ и не должны применяться законы до вклю­чения их положений в КоАП.

КоАП РФ отнес к ведению РФ установление: 1) общих по­ложений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказа­ний и правил их применения; 3) административной ответствен­ности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производ­ства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с: а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных право­нарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовер­шеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной струк­турой федеральных органов исполнительной власти подведом­ственность их федеральным органам исполнительной власти.

Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за адми­нистративные правонарушения путем издания законов. Ими мо­гут быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об адми­нистративных правонарушениях, например, принят и с 1 янва­ря 2008 г. вступил в силу Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП РФ. В случае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В КоАП РФ сформулировано понятие обратной силы зако­на, а именно: закон, смягчающий или отменяющий админист­ративную ответственность за административное правонаруше­ние или иным образом улучшающий положение лица, совер­шившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухуд­шающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонаруше­нии осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответствен­ность как физических, так и юридических лиц.

Лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта РФ об адми­нистративном правонарушении.

Граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без граж­данства, совершившие административные правонарушения за пределами РФ, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных между­народным договором Российской Федерации.