§ 2. Административное принуждение: понятие и виды
I. Понятие административного принуждения. Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, одним из методов государственной деятельности. Оно представляет собой применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний. Его цели достигаются путем предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных лиц к ответственности. Какие меры являются административными, определяется в нормативно-правовых актах. Они предусматриваются в санкциях и диспозициях административно-правовых норм. По своему характеру эти меры бывают моральными, материальными и организационными. По общему правилу, их негативные последствия проявляются одновременно. Например, моральное воздействие на физических лиц фактически присутствует при применении любых административных мер.
Сущность административного принуждения проявляется в административно-правовой природе применяемых мер. Поэтому вряд ли можно принять безоговорочно достаточно распространенную точку зрения, согласно которой суть административного принуждения сводится к внесудебному, т. е. административному, порядку его применения. Скорее, наоборот, природа административных мер предопределила их применение в административном порядке. Отметим также, что в таком порядке применяются и меры дисциплинарной и, в установленных случаях, материальной ответственности, хотя они в законодательстве не квалифицируются как административные меры.
Среди особенностей административного принуждения в литературе обоснованно называют следующие:
Административное принуждение применяется на основе норм административного права. Административным законодательством регламентируются основания, условия и порядок применения его мер.
Административное принуждение применяется для охраны правоотношений, регулируемых не только административным, но и государственным, гражданским, земельным, трудовым и другими отраслями российского права.
Административное принуждение может применяться как за административные правонарушения, так и в целях обеспечения общественной безопасности, т. е. к лицам, не совершившим правонарушения.
Система мер административного принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия.
Административное принуждение имеет своей целью, как уже отмечено, обеспечение правопорядка и общественной безопасности, стимулирование добровольного исполнения физическими лицами и коллективными образованиями их обязанностей, предусмотренных правовыми нормами.
Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов его применения. Это органы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии), действующие от имени органов управления, организаций и учреждений, специально уполномоченные на то должностные лица. Им принадлежит «монополия» в применении мер административного принуждения и пресечения. Наряду с ними и административное принуждение в виде административного наказания применяют (в соответствии с их подведомственностью и компетенцией) судьи, арбитражные судьи, мировые судьи. Однако пока за большинство видов административных правонарушений административные наказания применяют в административном порядке должностные лица органов управления, организаций.
Административное принуждение применяется органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе лиц. В этом его одно из существенных отличий от применения иных мер ответственности в порядке административного подчинения.
Меры административного принуждения применяются в порядке административного производства, регламентированного многими нормативными правовыми актами с учетом особенностей применяемых мер. В случаях, установленных нормативными правовыми актами, оно обусловлено повышенными гарантиями соблюдения законности применения его мер (обязательность сообщения об этом вышестоящему руководителю, прокурору, например, о применении оружия; об административном задержании несовершеннолетнего обязательно должно быть сообщено их законным представителям и т. д.).
Для административного принуждения характерно оперативное и дифференцированное применение мер воздействия с учетом особенностей объектов (субъектов), условий и целей.
II. Виды административного принуждения. Административное принуждение включает разнообразные меры, адекватные потребностям обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Они образуют систему, объединенную в конечном счете целями их установления. В ней выделяются различные виды мер административного принуждения.
Главными критериями, лежащими в основе их классификации, являются следующие: а) в зависимости от субъектов применения они делятся на внесудебные и судебные; б) по основаниям применения различаются меры, применяемые за правонарушения и не за правонарушения, а в силу экстремальных условий, предусмотренных нормативными правовыми актами; в) в зависимости от целей установления и применения. В зависимости от целей применения меры административного принуждения объединяются в четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, меры наказания.
Административно-предупредительные меры применяются в целях профилактики правонарушений или обеспечения общественной безопасности, локализации негативных последствий, наступивших независимо от воли лиц, к которым эти меры применяются: стихийных бедствий, пожаров, террористических актов и т. п.
Особенности административно-предупредительных мер, оснований и порядка их применения сводятся к следующим. Они:
а) не являются мерами ответственности;
б) применяются не за правонарушения;
в) цель их применения — профилактика правонарушений или обеспечение общественной безопасности;
г) не являются санкциями административно-правовых норм.
Правовым основанием применения административно-предупредительных мер являются диспозиции правовых норм, закрепляющих полномочия органов управления и должностных лиц на применение тех или иных их видов.
Обстоятельства, при которых такие нормы применяются, обозначены в гипотезах соответствующих норм. Гипотезы могут быть абсолютно определенными и относительно определенными.
Органы, уполномоченные применять такие меры, как, впрочем, и другие, обязаны действовать лишь в пределах своей компетенции, предполагающей их значительную степень усмотрения в оценке конкретных условий и обстоятельств, требующих или исключающих необходимость применения административно-предупредительных мер.
Административно-предупредительные меры многообразны, но все они предусмотрены нормативными правовыми актами, определяющими соответствующие полномочия органов и должностных лиц на их применение. Назовем в качестве иллюстрации лишь некоторые из них. Это проверка документов, удостоверяющих личность; профилактический досмотр вещей и личный досмотр должностными лицами таможенных органов, органов внутренних дел и др.; введение карантина при эпидемиях и эпи- зоотиях; реквизиция имущества; контрольные проверки; остановка транспортных средств работниками ГИБДД и проверка ими документов на право пользования и управления транспортным средством; обследование налоговыми инспекторами производственных, складских, торговых и иных помещений и занимающихся предпринимательской деятельностью лиц, используемых для извлечения доходов (прибыли); отстранение водителя от управления транспортным средством для его обследования на предмет алкогольного опьянения и т. д.
Меры административного пресечения за правонарушения имеют своей целью пресечение правонарушений; предупреждение (устранение) их вредных последствий; применение мер административного принуждения в соответствии с нормативными правовыми актами. Они могут предшествовать назначению административного наказания. По своему характеру данные меры могут быть даже более суровыми, чем наказание. Например, приостановление деятельности предприятия по основаниям, указанным в нормативных актах (нарушение санитарных, противопожарных и других общеобязательственных правил).
Меры административного пресечения применяются лишь специально уполномоченными органами. Чаще всего ими являются контрольно-надзорные органы, выполняющие специфические функции в обеспечении правопорядка и общественной безопасности (внутренние, пограничные войска и др.).
Система мер административного пресечения адекватна многообразию общеобязательных правил, защищаемых мерами административного принуждения. Например, к ним относятся: требование работников милиции прекратить противоправное поведение; непосредственное физическое воздействие в целях прекращения правонарушения; применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и др.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применение оружия, например, для остановки транспортных средств, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; приостановление работ, деятельности предприятий и других объектов, функционирующих с нарушением санитарных, противопожарных, экологических и других правил, и т. д.
Меры обеспечения производства выделяются среди других мер административного принуждения своим многоцелевым назначением. Кроме пресечения административного принуждения они применяются для установления личности нарушителя, составления протокола о правонарушении и т. д. (подробнее см. § 4 главы 18).
Некоторые меры административного принуждения, различные по своей природе, могут иметь одинаковое наименование. Например, личный досмотр может быть мерой предупреждения и пресечения административного правонарушения. Административные наказания применяются за административные правонарушения, представляя собой меры административной ответственности.
В нормативных правовых актах и специальной литературе выделяются и иные виды мер административного принуждения. В литературе чаще всего среди них выделяют восстановительные меры — по терминологии ГК РФ — восстановления положения, существовавшего до нарушения права, относящегося к способам защиты гражданских прав. Однако выделение восстановительных мер по аналогии с гражданским правом уязвимо в методологическом отношении. Для мер административного принуждения характерно то, что все они являются публичными, реализуемыми в публичных правоотношениях, основанных на юридическом неравенстве их участников. Их публичный характер отражается в самом содержании данных мер и правомочиях субъектов, уполномоченных их применять. Поэтому юридическая сущность мер административного принуждения не может быть сведена к последствиям их применения. Последствия устранения правонарушения административным способом, иногда именуемым восстановлением первоначального положения, имеют своей предпосылкой прежде всего его публичное пресечение соответствующего правонарушения. Причем иногда, в том числе в нормативных правовых актах, с восстановлением первоначального положения ошибочно отождествляется принудительное обеспечение исполнения публичной обязанности, когда первоначального положения как такового с точки зрения последствий не было вообще, а также предписания об устранении нарушений законодательства. Пояснить это можно на примере мер, предусмотренных ФЗ «О защите конкуренции». В силу п. «к» ст. 23 Закона антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. В данном случае речь идет именно о побуждении к исполнению обязанности. А обязательное для исполнения предписание антимонопольного органа органам исполнительной власти и т. д. об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство (п. «а», ч. 3, ст. 23 Закона), имеет целью не столько восстановление первоначального положения, сколько пресечение нарушений указанного законодательства. Представляется также, что полномочие антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам обязательное для исполнения предписание «о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства» (п. «з» ч. 1 ст. 23 Закона) нельзя толковать буквально. Ибо это полномочие включает в себя право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями в связи с определенными нарушениями антимонопольного законодательства, а не путем восстановления первоначального положения самим антимонопольным органом в административном порядке.
В литературе иногда по инерции к административному принуждению относят меры, которые ранее действительно применялись в административном порядке, а теперь могут применяться лишь по решению суда (снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений и др.). Представляется, что в подобных случаях изначально принуждение правильнее признавать судебным принуждением.
Однако имеет относительно самостоятельное значение принуждение в административном порядке в процессе исполнения судебных актов государственными органами, представителями административной власти: тот же снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых жилых помещений, пресечение самовольного насильственного захвата объектов и т.д. Представляется, административное принуждение в порядке исполнения судебных актов, урегулированное специальным законодательством, следует рассматривать его особой разновидностью. Ибо оно: а) обусловлено необходимостью обеспечения исполнения судебного акта; б) реализуется в порядке, урегулированном нормативными правовыми актами или правовыми нормам об исполнении судебных актов по конкретным видам дел; в) осуществляется специально уполномоченными субъектами, в том числе и с применением в предусмотренных законом случаях оружия и других спецсредств; г) выражается в специальных, непосредственно применяемых методах (фактическое изъятие имущества, выселение из помещений, проникновение в помещения и т.д.). Существенным является также то, что инициативное решение о применении соответствующих мер принуждения не относится к компетенции государственных исполнительных органов.
Применение многообразных мер административного принуждения необходимо в интересах укрепления правопорядка, обеспечения общественной безопасности, усиления гарантий прав как физических, так и юридических лиц. Однако, как отмечено в литературе, это вовсе не означает, что методы прямого управляющего воздействия основаны исключительно на принуждении. С их помощью достигаются лишь правоохранительные цели государственно-управленческой деятельности.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры