logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 1. Понятие и виды предприятий, учреждений

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной влас­ти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духов­ных и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически-властными пол­номочиями и не являются субъектами управления (исключе­ние составляют учреждения, представляющие собой форму ор­ганов управления, например, морской регистр, речной регистр).

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъ­ект, коммерческая организация1 . Оно занимается производст­вом продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Учреждение — некоммерческая организация2, выполняет со­циально-культурные или административно-политические функ­ции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения обра­зования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятель­ности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учрежде­ния могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различ­ные производственные подразделения).

В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организацион­но-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданско­го права.

Юридические лица, являющиеся коммерческими органи­зациями, могут создаваться также в таких организационно-пра­вовых формах, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных они относятся к корпоративным организациям (см. гл. 4 ГК РФ). С точки зрения ГК, эти организации не являются предприяти­ями, хотя реально в соответствующих формах могут функцио­нировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним соб­ственником имущество с вытекающими из этого определенны­ми законом последствиями. Имущество же иных коммерчес­ких организаций принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в пра­ве распоряжения закрепленным за ними имуществом.

В ГК РФ предприятие рассматривается также как опреде­ленный имущественный комплекс, используемый для осуще­ствления предпринимательской деятельности (ст. 132), — объект гражданского права.

Следовательно, понятие предприятия, по ГК РФ, является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданс­ко-правового режима имущества, закрепленного за ним соб­ственником, и на признании предприятием определенного иму­щественного комплекса.

Однако коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, фи­нансового, трудового и др.). Поэтому в правовых актах термин «предприятие» часто употребляется в качестве родового поня­тия, охватывающего все виды коммерческих организаций, не­зависимо от их организационно-правовых форм как юридичес­ких лиц1.

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зави­симости от:

а) видов собственности — на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть фе­деральными и субъектов РФ; муниципальные — городских, сель­ских поселений и других муниципальных образований;

б) организационно-правовых форм коммерческих органи­заций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные обще­ства; государственные и муниципальные предприятия; произ­водственные кооперативы.

При этом унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.

Многообразны виды предприятий, определяемые их отрас­левой производственно-технологической специализацией. Раз­личают:

промышленные предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.;

сельскохозяйственные предприятия — кооперативы, сов­хозы, акционерные общества и др.;

строительные предприятия — комбинаты, строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др.;

транспортные предприятия — железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо и другие предприятия железно­дорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприя­тия водного транспорта; объединения, аэропорты и другие пред­приятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспорта; территориальные управления тру­бопроводного транспорта и т. д.;

предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;

предприятия торговли — универмаги, гастрономы, различ­ные специализированные магазины;

жилищно-коммунальные предприятия — жилищно-эксплу- атационные конторы, дирекции единого заказчика, ремонтно- эксплуатационные управления, теплоемкости, энергосети и др.

В зависимости от организационно-правового статуса мож­но различать предприятия, входящие и не входящие в систему органов управления, других образований.

По общему правилу, предприятия не входят в систему ка­ких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем.

Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе, атомной промышленности и т. п.

Принудительное включение предприятий, не подпадающих под установленные исключения, в какие-либо организационные системы противоречит закону.

ГК РФ разрешает коммерческим организациям по догово­ру между собой создавать объединения в форме союзов или ас­социаций в целях координации их предпринимательской дея­тельности, а также представления и защиты их общих имуще­ственных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юри­дического лица. Руководящие органы объединения не облада­ют распорядительной властью в отношении предприятий, вхо­дящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

В зависимости от принципа, положенного в основу органи­зации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником, и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. На­пример, согласно п. «г» ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассре­доточены по правовым актам, регулирующим отношения в от­дельных отраслях и сферах социально-культурной и администра­тивно-политической деятельности — здравоохранения, образо­вания, культуры, иностранных дел и т. д. Например, в Законе РФ от 10 июля 1995 г. «Об образовании»1, Основах законодатель­ства РФ об охране здоровья граждан от 21 июля 1993 г.2, Осно­вах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г.3 и др.

Учреждения могут быть частными, государственными, му­ниципальными. Они, как правило, специализируются на выпол­нении определенного вида деятельности (учреждения здраво­охранения, учреждения образования и т. д.).

Однако ГК РФ признает учреждениями также организа­ции, выполняющие управленческие функции, т. е. органы уп­равления. А Закон РФ от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» выделяет негосударственные учреждения в раз­новидность общественных объединений4.