logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих

Структура правового положения гражданских служащих включает в себя прежде всего:

а) общегражданские права и обязанности;

б) права и обязанности, которыми они обладают именно в качестве гражданских служащих. Эти права и обязанности об­разуют основное содержание служебного правового статуса;

в) ограничения, обусловленные требованиями гражданс­кой службы;

г) запреты в связи с прохождением гражданской службы;

д) требования к поведению гражданских служащих.

Как известно, общегражданские права и обязанности не составляют специфику правового положения государственного служащего. Его особенности могут быть связаны лишь с их ог­раничениями.

Права и обязанности гражданских служащих, характерные для их служебного статуса, предоставляются для успешного осу­ществления профессиональной служебной деятельности по за­мещаемой должности гражданской службы.

Данные права и обязанности делятся на общие для всех гражданских служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь, общие права и обязанности могут быть под­разделены на две подгруппы.

Первую составляют права и обязанности, относящиеся к содержанию профессиональной служебной деятельности, вто­рую — права и обязанности, сопутствующие статусу гражданс­ких служащих. Они входят в содержание статуса гражданского служащего, но их реализация не означает его профессиональ­ную служебную деятельность. Права и обязанности этой под­группы прямо не влияют на содержание и результат служебной деятельности.

Как служебные, так и неслужебные права и обязанности гражданских служащих разнообразны. В ФЗ о гражданской службе закреплены лишь их основные права и обязанности, ко­торые, следовательно, могут быть установлены и другими нор­мативными правовыми актами. Например, к служебным отно­сятся права на: обеспечение надлежащих организационно-тех­нических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности (см. ст. 14).

Неслужебные права относятся к различным аспектам ста­туса гражданского служащего: оплате труда; должностному ро­сту на конкурсной основе; защите его прав и законных интере­сов на гражданской службе, пенсионного обеспечения.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведом­лением представителя нанимателя выполнять иную оплачивае­мую работу, если это не повлечет за собой конфликта интере­сов.

К основным служебным обязанностям гражданского слу­жащего относятся: соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нор­мативных правовых актов РФ и ее субъектов; исполнение долж­ностных обязанностей в соответствии с должностным регла­ментом и др. (см. ст. 15).

В Законе связаны воедино ограничения при поступлении на гражданскую службу и ограничения, не позволяющие на­ходиться гражданскому служащему на гражданской службе. По­нятно, что ограничения при поступлении на гражданскую служ­бу по своей сути относятся к гражданам, претендующим на замещение должности гражданской службы. Ведь гражданин еще не является гражданским служащим.

Ограничения при прохождении гражданской службы от­носятся именно к гражданским служащим, уже замещающим соответствующие должности.

В соответствии с данным Законом гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: призна­ния его недееспособным или ограниченно дееспособным; осуж­дения его к наказанию, исключающему возможность исполне­ния должностных обязанностей по должности гражданской службы; наличия не снятой или не погашенной судимости; от­каза от прохождения процедуры оформления допуска к сведе­ниям, составляющим охраняемую федеральным законом тай­ну; близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с не­посредственной подчиненностью или подконтрольностью одно­го из них другому; выхода из гражданства РФ или приобрете­ния гражданства другого государства; непредоставления сведе­ний или предоставления заведомо ложных сведений о доходах и обязательствах имущественного характера и др.

От ограничений следует отличать запреты, связанные с гражданской службой (в ФЗ об основах государственной служ­бы они так же трактовались, как ограничения, которыми они по существу и являются).

Запреты на гражданской службе действуют в период ее про­хождения в отношении гражданского служащего. Они высту­пают в качестве своеобразных юридических гарантий матери­альной, политической и организационной независимости при принятии служащим решений либо совершении действий (без­действия); против использования должностного положения в целях, не связанных со служебной деятельностью, в том числе личных корыстных целях, или в незаконных интересах других лиц и организаций. К иллюстрирующим это примерам отно­сятся запреты гражданскому служащему участвовать на плат­ной основе в деятельности органов управления коммерческой организации, кроме случаев, установленных федеральным за­коном (например, в совете директоров акционерного общества, в уставном капитале которого есть доля государственной соб­ственности); замещать должность гражданской службы при из­брании или назначении на государственную должность, выбор­ную должность на постоянной основе в органах местного само­управления, органах профессиональных союзов или первичной профсоюзной организации и их аппаратах; осуществлять ком­мерческую или предпринимательскую деятельность; быть по­веренным или представителем по делам третьих лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, за исключением случаев, пре­дусмотренных ГК РФ; получать без письменного разрешения нанимателя награды, почетные и специальные звания (за ис­ключением научных) от иностранных государств, международ­ных организаций и политических партий, а также от обществен­ных и религиозных объединений, если в его должностные обя­занности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; использовать предвыборную агитацию в свою пользу или в пользу других лиц и др.

Значимость и особый характер деятельности гражданских служащих подчеркивается установлением требований к служеб­ному поведению гражданского служащего. Их система представ­ляет собой своеобразную конкретизацию обязанностей, огра­ничений, запретов и направлена на повышение ответственнос­ти гражданских служащих за надлежащее исполнение принятого обязательства по осуществлению гражданской службы. Перво­начально подобные требования к служебному поведению госу­дарственных служащих были установлены Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. «Общие принципы служебного поведе­ния государственных служащих»1.

Они в принципе воспроизводили основные обязанности го­сударственных служащих, которые были предусмотрены ФЗ об основах государственной службы. Теперь им посвящена ст. 18 ФЗ о гражданской службе, согласно которой гражданский слу­жащий обязан исполнять должностные обязанности добросо­вестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод чело­века и гражданина определяют смысл и содержание его про­фессиональной деятельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках, установленных законода­тельством РФ, компетенции государственного органа; не совер­шать действий под влиянием каких-либо личных, имуществен­ных (финансовых) интересов, препятствующих добросовестно­му исполнению должностных обязанностей, и др. Легализованы также требования морального содержания, которые в резуль­тате приобрели также правовую природу. Так, гражданский слу­жащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность и внимательность в обра­щении с гражданами; проявлять уважение к обычаям и тради­циям народов РФ.

Важным компонентом правового статуса гражданского слу­жащего является его юридическая ответственность. В зависи­мости от характера правонарушения он несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством.

Устанавливая правовое положение гражданского служаще­го и акцентируя на добросовестном исполнении им должност­ных обязанностей, ФЗ о гражданской службе не исключает си­туации конфликта интересов, при которой личная заинтересо­ванность может повлиять на существо принимаемого решения либо на совершение действия служащим (ст. 19).

Рассмотрение вопросов соблюдения требований к служеб­ному поведению гражданских служащих и урегулирование кон­фликта интересов возлагается на образуемую в установленном порядке комиссию по соблюдению такого рода требований и урегулированию конфликтов интересов.

Представитель нанимателя вправе отстранить от занимае­мой должности гражданской службы (не допустить к исполне­нию должностных обязанностей) гражданской службы в пери­од урегулирования конфликта интересов. При этом ему сохра­няются денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности.