§ 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
Структура правового положения гражданских служащих включает в себя прежде всего:
а) общегражданские права и обязанности;
б) права и обязанности, которыми они обладают именно в качестве гражданских служащих. Эти права и обязанности образуют основное содержание служебного правового статуса;
в) ограничения, обусловленные требованиями гражданской службы;
г) запреты в связи с прохождением гражданской службы;
д) требования к поведению гражданских служащих.
Как известно, общегражданские права и обязанности не составляют специфику правового положения государственного служащего. Его особенности могут быть связаны лишь с их ограничениями.
Права и обязанности гражданских служащих, характерные для их служебного статуса, предоставляются для успешного осуществления профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Данные права и обязанности делятся на общие для всех гражданских служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.
В свою очередь, общие права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы.
Первую составляют права и обязанности, относящиеся к содержанию профессиональной служебной деятельности, вторую — права и обязанности, сопутствующие статусу гражданских служащих. Они входят в содержание статуса гражданского служащего, но их реализация не означает его профессиональную служебную деятельность. Права и обязанности этой подгруппы прямо не влияют на содержание и результат служебной деятельности.
Как служебные, так и неслужебные права и обязанности гражданских служащих разнообразны. В ФЗ о гражданской службе закреплены лишь их основные права и обязанности, которые, следовательно, могут быть установлены и другими нормативными правовыми актами. Например, к служебным относятся права на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности (см. ст. 14).
Неслужебные права относятся к различным аспектам статуса гражданского служащего: оплате труда; должностному росту на конкурсной основе; защите его прав и законных интересов на гражданской службе, пенсионного обеспечения.
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов.
К основным служебным обязанностям гражданского служащего относятся: соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и др. (см. ст. 15).
В Законе связаны воедино ограничения при поступлении на гражданскую службу и ограничения, не позволяющие находиться гражданскому служащему на гражданской службе. Понятно, что ограничения при поступлении на гражданскую службу по своей сути относятся к гражданам, претендующим на замещение должности гражданской службы. Ведь гражданин еще не является гражданским служащим.
Ограничения при прохождении гражданской службы относятся именно к гражданским служащим, уже замещающим соответствующие должности.
В соответствии с данным Законом гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы; наличия не снятой или не погашенной судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим охраняемую федеральным законом тайну; близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; непредоставления сведений или предоставления заведомо ложных сведений о доходах и обязательствах имущественного характера и др.
От ограничений следует отличать запреты, связанные с гражданской службой (в ФЗ об основах государственной службы они так же трактовались, как ограничения, которыми они по существу и являются).
Запреты на гражданской службе действуют в период ее прохождения в отношении гражданского служащего. Они выступают в качестве своеобразных юридических гарантий материальной, политической и организационной независимости при принятии служащим решений либо совершении действий (бездействия); против использования должностного положения в целях, не связанных со служебной деятельностью, в том числе личных корыстных целях, или в незаконных интересах других лиц и организаций. К иллюстрирующим это примерам относятся запреты гражданскому служащему участвовать на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организации, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, в совете директоров акционерного общества, в уставном капитале которого есть доля государственной собственности); замещать должность гражданской службы при избрании или назначении на государственную должность, выборную должность на постоянной основе в органах местного самоуправления, органах профессиональных союзов или первичной профсоюзной организации и их аппаратах; осуществлять коммерческую или предпринимательскую деятельность; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ; получать без письменного разрешения нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций и политических партий, а также от общественных и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; использовать предвыборную агитацию в свою пользу или в пользу других лиц и др.
Значимость и особый характер деятельности гражданских служащих подчеркивается установлением требований к служебному поведению гражданского служащего. Их система представляет собой своеобразную конкретизацию обязанностей, ограничений, запретов и направлена на повышение ответственности гражданских служащих за надлежащее исполнение принятого обязательства по осуществлению гражданской службы. Первоначально подобные требования к служебному поведению государственных служащих были установлены Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. «Общие принципы служебного поведения государственных служащих»1.
Они в принципе воспроизводили основные обязанности государственных служащих, которые были предусмотрены ФЗ об основах государственной службы. Теперь им посвящена ст. 18 ФЗ о гражданской службе, согласно которой гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках, установленных законодательством РФ, компетенции государственного органа; не совершать действий под влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, и др. Легализованы также требования морального содержания, которые в результате приобрели также правовую природу. Так, гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами; проявлять уважение к обычаям и традициям народов РФ.
Важным компонентом правового статуса гражданского служащего является его юридическая ответственность. В зависимости от характера правонарушения он несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Устанавливая правовое положение гражданского служащего и акцентируя на добросовестном исполнении им должностных обязанностей, ФЗ о гражданской службе не исключает ситуации конфликта интересов, при которой личная заинтересованность может повлиять на существо принимаемого решения либо на совершение действия служащим (ст. 19).
Рассмотрение вопросов соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирование конфликта интересов возлагается на образуемую в установленном порядке комиссию по соблюдению такого рода требований и урегулированию конфликтов интересов.
Представитель нанимателя вправе отстранить от занимаемой должности гражданской службы (не допустить к исполнению должностных обязанностей) гражданской службы в период урегулирования конфликта интересов. При этом ему сохраняются денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры