logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 5. Поступление на государственную гражданскую службу

Поступление на гражданскую службу регламентируется Конституцией РФ (п. 4 ст. 32), ФЗ о системе государственной службы, о гражданской службе, Положением о конкурсе на за­мещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112).

Поступление на гражданскую службу для замещения дол­жности гражданской службы или замещение гражданским слу­жащим другой должности гражданской службы осуществляется двумя способами1: по результатам конкурса и минуя эту проце­дуру, т.е. по назначению. ФЗ о гражданской службе устанавли­вает: 1) конкурс не проводится: а) при назначении на опреде­ленный срок полномочий должности гражданской категории «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществ­ляется Президентом РФ или Правительством РФ; при заключе­нии срочного договора; при назначении гражданского служа­щего на иную должность гражданской службы в случаях, когда гражданскому служащему по состоянию его здоровья предос­тавляется иная должность; сокращения должностей гражданс­кой службы, реорганизации и ликвидации государственного органа (часть 2 ст. 28, части 1, 2, 3 ст. 31 ФЗ о гражданской служ­бе); при назначении на должность гражданской службы граж­данского служащего (гражданина), состоящего в кадровом ре­зерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться на отдельные гражданские должности гражданской службы, исполнение должностных обя­занностей по которым связано с использованием сведений, со­ставляющих государственную тайну (по перечню, утвержденному Президентом РФ), по решению представителя нанимателя — при назначении на младшие должности гражданской службы.

Конкурс в государственном органе объявляется представи­телем нанимателя при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, за­мещение которой в соответствии с законодательством может быть произведено на конкурсной основе.

Право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, достиг­шие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным законодательством РФ о го­сударственной гражданской службе квалификационным требо­ваниям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях уча­ствовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса. При проведении кон­курса комиссия оценивает кандидатов на основании докумен­тов об образовании, гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием методов оцен­ки профессиональных и личностных качеств кандидатов, не про­тиворечащих нормативным правовым актам РФ (индивидуаль­ное собеседование, анкетирование, написание реферата и др.).

При оценке профессиональных и личностных качеств кан­дидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих ква­лификационных требований к вакантной должности граждан­ской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных за­конодательством РФ.

Решение конкурсной комиссии является основанием для на­значения кандидата — победителя конкурса на вакантную долж­ность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

По результатам конкурса издается акт представителя на­нимателя о назначении победителя конкурса на вакантную дол­жность гражданской службы и заключается служебный кон­тракт с победителем конкурса1.

В допуске к участию в конкурсе может быть отказано в связи с несоответствием претендента квалификационным тре­бованиям к вакантной должности гражданской службы, а так­же в связи с ограничениями, установленными законом для по­ступления на гражданскую службу и ее прохождением.

Конкурс проводится конкурсной комиссией, образуемой соответствующим государственным органом в составе, опреде­ленном законом.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ о гражданской службе под служебным контрактом понимается соглашение между пред­ставителем нанимателя и гражданином, поступающим на граж­данскую службу, о прохождении гражданской службы, а также соглашение между представителем нанимателя и указанным гражданином или гражданским служащим, являющимися сто­ронами служебного контракта о замещении должности граж­данской службы.

Служебным контрактом устанавливаются права и обязан­ности сторон. Обязанность нанимателя — предоставить граж­данину возможность прохождения гражданской службы, а так­же предоставить ему или служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы и обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение этой должно­сти в соответствии с нормативными актами о гражданской службе; своевременно и в полном объеме выплачивать граждан­скому служащему денежное содержание.

Обязанность другой стороны (гражданина, служащего) — исполнять должностные обязанности в соответствии с должност­ным регламентом и соблюдать установленные в государствен­ном органе правила служебного распорядка.

Содержание служебного контракта составляет существен­ные и другие условия. К существенным относятся условия, на­личие которых является обязательным для признания служеб­ного контракта заключенным. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность соглашения.

Существенными условиями являются наименование заме­щаемой должности гражданской службы с указанием подраз­деления государственного органа; дата начала исполнения дол­жностных обязанностей; права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент: права и обязанности пред­ставителя нанимателя и др. (см. ст. 24).

Помимо существенных в служебном контракте могут быть предусмотрены и другие условия: испытание при поступлении их на гражданскую службу; неразглашение сведений, составля­ющих охраняемую федеральным законом тайну, и пр. Среди других могут быть и условия, выражающие интересы граждан­ского служащего.

Может заключаться служебный контракт на неопределен­ный срок, срочный служебный контракт. Контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не уста­новлен законом. В ФЗ о гражданской службе дан открытый пе­речень случаев, когда заключаются срочные служебные кон­тракты.

В период действия служебного контракта его условия мо­гут быть изменены только по соглашению сторон и в письмен­ной форме. Это относится к случаям перевода гражданского слу­жащего на новую должность гражданской службы; изменения существенных условий профессиональной служебной деятель­ности; перевода гражданского служащего на срок до одного ме­сяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы; реорганизации и ликвидации государствен­ного органа; сокращения должностей гражданской службы.

Служебный контракт прекращается по основаниям, в по­рядке и с последствиями, установленными ФЗ о гражданской службе и иными федеральными законами. В принципе основа­ния и порядок прекращения служебного контракта аналогич­ны тем, которые установлены Трудовым кодексом в отноше­нии трудового договора. Но учтены также особые требования к гражданской службе и гражданским служащим. Например, слу­жебный контракт может быть расторгнут в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федера­ции, приобретением гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Прекращение служебных контрактов, освобождение от занимаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляется правовым актом государ­ственного органа.