§ 10. О муниципальной службе и ее служащих
Муниципальные 1. Понятие муниципальной службы.
служащие Муниципальная служба является публичной службой. Правовые основы данной службы составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальные правовые акты. Специальным правовым актом является ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». На ее служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Законом. Например, их служебное время регулируется в соответствии с трудовым законодательством, а классификация должностей муниципальной службы установлена ФЗ о муниципальной службе.
Согласно этому Закону муниципальная служба — есть профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Стержневым организационно-правовым звеном муниципальной службы является ее должность. От нее отличаются муниципальные должности, которые не признаются должностями муниципальной службы, а лица, их замещающие, — муниципальными служащими. К ним отнесены депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами.
Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии, в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утвержденным его законом. Они подразделяются на должности высшей, главной, ведущей, старшей и младшей группы.
Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Такие требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
К кандидатам на должности главы местной администрации поселения и главы местной администрации муниципального района (городского округа), на которые они назначаются по контракту, уставом соответственно поселения, района (городского округа), законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования.
2. Понятие и основы правового положения (статуса) муниципального служащего. Муниципальный служащий — гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими. Содержание правового статуса муниципального служащего составляют его основные права и обязанности, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. По своей сути они в большинстве своем совпадают с теми, которые составляют статус государственного гражданского служащего, но адаптированы применительно к муниципальному служащему. Например, муниципальный служащий: имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими права и обязанности по замещаемой должности, обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, и др.; обязан соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставы) субъектов РФ, законы и соответственно их иные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение и т.д.; не может находиться на муниципальной службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным, осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, и т. д.; ему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и т. д. Однако в ФЗ о муниципальной службе нет специальной статьи, посвященной требованиям к служебному поведению муниципального служащего, имеются также другие отличия. Так, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (см. ст. 11—14 Закона). А гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
3. Поступление на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Им может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должности муниципальной службы, при отсутствии предусмотренных законом ограничений для поступления на муниципальную службу. Законом предусмотрен перечень документов, представляемых гражданином при поступлении на данную должность. Он является открытым в том смысле, что иные документы могут быть предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Поступление гражданина на муниципальную должность осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ о муниципальной службе. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса, заключает контракт, типовая форма которого утверждается законом субъекта РФ.
Порядок замещения указанной должности по контракту, его заключения и расторжения определяется ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поступление на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя).
При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, имеющий целью оценку профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок его проведения устанавливается правовым актом представительного органа муниципального образования. Этим же органом определяются общее число членов конкурсной комиссии и порядок ее формирования.
Представитель нанимателя (работодателя) по результатам конкурса заключает трудовой договор с кандидатом, отобранным конкурсной комиссией, и назначает его на соответствующую должность муниципальной службы.
Аттестация муниципального служащего проводится с целью определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы один раз в три года аттестационной комиссией.
Аттестации не подлежат муниципальные служащие: замещающие должности муниципальной службы менее одного года; достигшие возраста 60 лет; беременные женщины; находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Их аттестация возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска; замещающие должности муниципальной службы на основании трудового договора (контракта).
По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии муниципального служащего замещаемой должности. В последнем случае представитель нанимателя (работодатель) принимает, в срок не более одного месяца со дня аттестации, решение о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. В случае несогласия с понижением в должности или невозможности перевода с согласия муниципального служащего на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодателя) может в срок, не более одного месяца со дня аттестации, уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.
Трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным ТК РФ и, кроме того, по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. При этом однократное продление срока нахождения на муниципальной службе допускается не более чем на один год;
прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства, или вида на жительство, или иного документа, подтверждающего право постоянного проживания гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, установленных ФЗ о муниципальной службе.
Упомянутым Законом регламентируются также рабочее время и время отдыха, оплата труда муниципального служащего, предоставляемые ему гарантии, порядок исчисления стажа муниципальной службы, порядок установления видов поощрений и их применения, предусмотрена дисциплинарная ответственность муниципального служащего.
За совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя (работодателя) вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
До решения вопроса о дисциплинарной ответственности муниципальный служащий может быть отстранен не более чем на один месяц от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Об отстранении издается правовой акт.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры