logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения

Порядок поступления на государственную службу и заме­щения вакантных должностей государственной службы на кон­курсной основе устанавливается федеральными законами о ви­дах государственной службы и иными нормативными право­выми актами РФ.

Конституционный принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе не исключает ограничений для поступ­ления на такую службу или занятия конкретных должностей государственной службы. Ограничения установлены законами и другими правовыми актами о видах государственной службы.

Согласно ФЗ о системе государственной службы на госу­дарственную службу по контракту могут поступать граждане РФ, владеющие государственным языком РФ и достигшие воз­раста, установленного федеральным законом о виде государ­ственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы и законами субъектов РФ могут быть установлены до­полнительные требования к гражданам при поступлении на го­сударственную службу по контракту.

Порядок и условия замещения государственных должнос­тей государственной службы в наиболее существенных вопро­сах регламентируются ФЗ о системе государственной службы.

Гражданин поступает на государственную службу на усло­виях контракта, заключаемого на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также ос­нования и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с Федеральным законом о видах государствен­ной службы.

Назначение на государственную должность — юридичес­кий акт компетентного государственного органа или должност­ного лица, определяющий момент официального возложения на служащего осуществления функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Назначение характерно для замещения должностей военной и правоохранительной служ­бы, а конкурс — должностей гражданской службы. Однако ФЗ о гражданской службе предусматривает перечень случаев, ког­да конкурс не проводится или может не проводиться на заме­щение должностей гражданской службы (ст. 22).

Конкурс представляет собой конкретную форму замеще­ния должностей, включающую элементы выборности. Он имеет целью отбор высококвалифицированных кадров и комплекто­вание ими государственных органов. Конкурс состоит в пред­варительной оценке профессиональных, деловых и нравствен­ных качеств кандидата на должность.

Решение конкурсной комиссии являлось основанием для назначения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении.

Государственно-служебные отношения. Лицо, принятое на государственную службу, приобретает статус государственно­го служащего и субъекта государственно-служебных отноше­ний. Особенность этих отношений состоит в том, что они скла­дываются между государством в лице его органов и государст­венным служащим, осуществляющим служебную деятельность в качестве субъекта юридически-властных отношений. Государ­ственно-служебные отношения значительной части государ­ственных служащих могут складываться не только внутри, но и вне рамок органа, в котором они занимают должности (между служащими выше- и нижестоящих органов, контрольно-надзор­ных органов).

Государственно-служебные отношения, урегулированные нормами административного права, представляют собой разно­видность административных правоотношений.

Государственно-служебные отношения возникают на ос­нове одностороннего решения государственного органа (долж­ностного лица), которое, во-первых, юридически закрепляет по­ступление гражданина на государственную службу, во-вторых, служит основанием для выполнения им служебных обязаннос­тей по данной должности, в-третьих, определяет момент воз­никновения его обязанностей перед государством, а также слу­жебных и личных прав. Перемещение служащих сопровожда­ется также изданием административного акта.

Правоограничения государственных служащих и запре­ты, связанные с государственной службой, предусмотрены за­конами и иными нормативными актами о видах государствен­ной службы. Они обусловлены особенностями государствен­ной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. Поэтому должны быть определенные, в частности, правовые препятствия всегда воз­можному злоупотреблению принадлежностью к этой власти.

Прохождение государственной службы отдельными кате­гориями служащих связано с их периодической аттестацией.

Прохождение государственной службы включает в себя на­значение на присвоение классного чина, дипломатического ран­га, воинского и специального звания, аттестацию или квалифи­кационный экзамен, а также другие обстоятельства. Оно регла­ментируется ФЗ о системе государственной службы, федераль­ными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нор­мативными правовыми актами субъектов РФ.

Классные чины, дипломатические ранги, воинские и спе­циальные звания (далее — чины, ранги, звания) присваиваются гражданам, проходящим федеральную государственную служ­бу, в соответствии с федеральными законами о видах государ­ственной службы. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, устанавливаются классные чины в соответствии с ФЗ о гражданской службе.

Общие условия присвоения указанных чинов, рангов и зва­ний и их сохранения определены в ст. 13 ФЗ о системе государ­ственной службы. Ими являются: а) их последовательное при­своение по прошествии установленного времени пребывания в определенном чине, ранге, звании после их присвоения впер­вые; б) присвоение чина, ранга, звания в соответствии с замеща­емой должностью федеральной государственной службы; в) до­срочное присвоение чина, ранга, звания в качестве меры поощ­рения либо на одну ступень выше чина, ранга, звания либо при­своение чина, ранга, звания на одну ступень выше чина, ранга, звания, предусмотренных для замещаемой должности федераль­ной государственной службы в соответствии с федеральным за­коном о виде государственной службы; г) сохранение присво­енного чина, ранга, звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольне­нии с федеральной государственной службы.

Лишение чина, ранга, звания возможно по решению суда. При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный чин, ранг, звание, а также период пребыва­ния в соответствующем чине, ранге, звании учитывается при присвоении чина, ранга, звания по новому виду государствен­ной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами РФ. Классные чины государственной гражданской служ­бы субъекта РФ присваиваются с учетом положений ст. 13 ФЗ о системе государственной службы.

Аттестация проводится для определения уровня професси­ональной подготовки и соответствия государственного служа­щего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государ­ственному служащему квалификационного разряда. Она долж­на была проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Огромная значимость для государственных служащих ат­тестации, в результате которой затрагиваются их служебные и личные интересы, обусловила то, что порядок и условия ее про­ведения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Оценка деятельности государственного служащего и реко­мендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. По результатам аттестации ру­ководитель органа принимает решение, учитывающее также ре­комендации аттестационной комиссии.

Прекращение государственной службы. Предельный воз­раст пребывания на государственной службе данного вида, а так­же основания прекращения государственной службы, в том чис­ле основания увольнения в запас или в отставку государствен­ного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Увольнение государственного служащего возможно по ини­циативе самого государственного служащего и компетентного госу­дарственного органа или уполномоченного должностного лица.

Основания увольнения делятся на две группы: а) относящие­ся к содержанию служебной деятельности государственного служащего; б) не имеющие к ней прямого отношения. К послед­ним относятся, например, увольнение в связи с достижением пенсионного возраста, установленного для замещения государ­ственной должности государственной службы; прекращением гражданства РФ; несоблюдением ограничений, установленных для государственных служащих; наличием заболевания, препят­ствующего исполнению им должностных обязанностей.

Вместе с тем основаниями увольнения являются несоблю­дение обязанностей, установленных для государственных слу­жащих; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и др.

Государственно-служебные отношения прекращаются из­данием полномочным органом или должностным лицом адми­нистративного акта об освобождении государственного служа­щего от должности или его отставке, увольнении со службы дан­ного вида.