logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 5. Фонды

Фонды не являются органами исполнительной власти. ГК РФ определяет фонд как не имеющую членства некоммерчес­кую организацию, учреждаемую гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, пре­следующую социальные, благотворительные, культурные, обра­зовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118).

Закон РФ от 14 апреля 1994 г. «Об общественных объеди­нениях» ввел понятие общественного фонда, определение ко­торого сходно с вышеизложенным, но не во всем. Во-первых, по смыслу Закона возможно функционирование фондов как по­лучивших государственную регистрацию, так и не зарегистри­рованных. В последнем случае фонд не приобретает гражданс­кой правоспособности. Во-вторых, допускается создание иных видов фондов: частных, корпоративных, государственных, об­щественно-государственных и др. Их создание, деятельность, реорганизация и ликвидация могут регулироваться соответству­ющими законами о фондах. Разумеется, что многообразие фон­дов с предполагаемым разнообразием их статуса не может не влечь за собой тех или иных особенностей в их правовом стату­се. И все же можно утверждать, что отношения фондов с госу­дарством определяются в основном тем, что последнее ведет их регистрацию и контролирует соблюдение ими действующего за­конодательства. Органы управления этими фондами, а также внутрисистемные отношения между ними, как правило, не яв­ляются соответственно государственными и правовыми.

Однако имеются фонды, обладающие значительной специ­альной административной правосубъектностью. Обладая суще­ственными признаками государственных организаций, они имеют органы, образуемые Президентом РФ, органами госу­дарственной власти и наделенные юридически-властными пол­номочиями. К таким фондам, например, относится Российский фонд федерального имущества. Он действует в соответствии с Положением о Российском фонде федерального имущества, ут­вержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. № 21731.

В соответствии с Положением этот Фонд действует при Правительстве РФ в качестве специализированного финансово­го учреждения, осуществляющего определенные функции по приватизации переданных ему объектов федеральной собствен­ности. Координация его деятельности возложена на Минэко­номики и торговли России.

Фонд может создавать и упразднять подчиненные ему ме­стные отделения в субъектах РФ.

Руководство деятельностью Фонда осуществляет его пред­седатель, назначаемый на должность и освобождаемый от дол­жности Правительством РФ. Оно же назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Фонда.

Свои весьма значительные полномочия председатель Фон­да осуществляет в форме приказов и распоряжений, обязатель­ных для исполнения всеми работниками Фонда и его местных отделений.

Председатель и руководители местных отделений Фонда не­сут персональную ответственность за выполнение Фондом обя­занностей, установленных законодательством и другими пра­вовыми актами РФ.

Действуют и могут создаваться другие фонды, наделенные в том или ином объеме административной правосубъектнос­тью.