§ 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться уполномоченным собственником государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) негосударственных коммерческих организаций.
Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.
Учредительными документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение об учреждениях данного вида. Естественно, что различен и порядок их утверждения.
Учредительными документами негосударственных коммерческих предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — учредительный договор; б) хозяйственных обществ, кроме акционерных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них.
Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральными законами: от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1, от 21 марта 2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»2, предусматривающим особенности регистрации определенных видов юридических лиц; постановлениями Правительства РФ от 17 мая 2002 г. «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»3; от 19 июня 2002 г. «Об утверждении Правил ведения государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений»4.
Данные государственной регистрации включаются в государственный реестр юридических лиц.
Предприятие и учреждение считается созданным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о его регистрации.
Отказ в регистрации возможен в случае непредставления определенных законом необходимых для регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Реорганизация предприятия, учреждения как юридического лица означает его прекращение с переходом прав и обязанностей к другим юридическим лицам. Ее формами являются слияние, присоединение, преобразование, разделение и выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц.
Реорганизация предприятия, учреждения как юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Она может быть осуществлена также по решению суда, но только в случаях, установленных законом, и лишь в форме разделения юридического лица или выделения из него одного или нескольких юридических лиц.
Ликвидация предприятия, учреждения как юридического лица производится по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; достижение цели, ради которой оно создано.
Юридическое лицо может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо деятельности, запрещенной законом, или иных правовых актов, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого иска предоставлено законом.
Предприятие может быть ликвидировано также в случае признания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.
Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Роль административно-правовых норм в случаях создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений проявляется в том, что они: а) определяют круг государственных органов и закрепляют их полномочия в решении этих вопросов применительно к государственным предприятиям и учреждениям; б) регламентируют порядок осуществления контрольно- надзорных функций уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в отношении предприятий, учреждений, включающий не только их право, но и обязанность в установленных случаях инициировать вопросы реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений (например, лицензирующие, регистрирующие, антимонопольные и другие органы); в) устанавливают виды органов, уполномоченных осуществлять регистрацию предприятий, учреждений; г) закрепляют порядок принятия уполномоченными государственными органами решений о государственной регистрации предприятий и учреждений и ее непосредственное осуществление.
За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью предотвращение злоупотребления доминирующим положением предприятиями или ограничения конкуренции. Поэтому требуется согласие указанного органа на: а) создание, слияние и присоединение объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) слияние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда; в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации, или ограничению конкуренции, или представленная документация недостаточна для принятия решения.
Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий, учреждений регулируются законодательными актами РФ, устанавливающими их правовое положение.
Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения (например, бухгалтерий); актами, общими для отдельных видов структурных подразделений предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятельности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, так как предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих органов управления.
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры