logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Прези­дент осуществляет государственную власть в качестве главы го­сударства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутрен­нюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, он не входит организационно в си­стему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в облас­ти исполнительной власти. Эти полномочия относятся к фор­мированию организационной системы, обеспечению единства, содержанию функций и обеспечению законности функциони­рования исполнительной власти в РФ, а также к содержанию ее функционирования.

Президент РФ формирует Правительство РФ. Предусмот­ренное Конституцией РФ согласование Президентом с Государ­ственной Думой назначения Председателя Правительства РФ имеет формально процедурный характер. Президенту РФ при­надлежит право принимать или отклонять отставку Правитель­ства РФ. Определяя внешнюю и внутреннюю политику, Прези­дент тем самым оказывает законное влияние на различные сто­роны самого содержания деятельности Правительства РФ и всей системы исполнительной власти.

Именно этим обусловлена юридическая зависимость Пра­вительства РФ от Президента РФ. Она отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на засе­даниях Правительства РФ; его указы и распоряжения обязатель­ны для исполнения на всей территории Российской Федерации (см. п. 2 ст. 90 Конституции РФ); он вправе отменять постанов­ления и распоряжения Правительства РФ (п. 3 ст. 115 Конститу­ции РФ); указы Президента РФ относятся к системе актов, со­ставляющих правовую основу деятельности Правительства РФ (п. «ж» ст. 113, ст. 114 Конституции РФ); Президент РФ в соот­ветствии с Конституцией РФ, федеральными конституционны­ми законами, федеральными законами руководит деятельно­стью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностран­ных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации по­следствий стихийных бедствий; непосредственно или через фе­деральных министров руководит деятельностью федеральных органов, ведающих аналогичными вопросами, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств. Прези­дент РФ утверждает по представлению Правительства РФ поло­жения об указанных органах и назначает их руководителей. Он распределяет функции между данными органами и вправе перераспределять установленные федеральными законами их функции до принятия федеральных законов о внесении в них изменений.

Президент РФ осуществляет также полномочия как Вер­ховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Президент вправе приостанавливать действие актов орга­нов исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 85).

ФЗ от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополне­ний в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» расширены возможности Президента РФ в укреплении законности в деятельности, в частности, испол­нительных органов субъектов РФ. В случаях, указанных в дан­ном Законе, Президент РФ вправе вынести высшему должност­ному лицу субъекта РФ предупреждение, отрешить, отстранить его от должности1.

Вместе с тем, с точки зрения требований законности, Пре­зидент РФ не должен подменять органы исполнительной влас­ти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти. Президент РФ в различных организационных фор­мах взаимодействует с Федеральным Собранием РФ. Он имеет своих представителей в Совете Федерации Федерального Собра­ния РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, полномочия которых определены Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. № 792. Указом установлено, что полномочный пред­ставитель координирует деятельность самостоятельных подраз­делений Администрации Президента РФ и представителей Пра­вительства РФ в Совете Федерации и Государственной Думе РФ. Представители действуют на основании положения о них, ут­вержденного упомянутым Указом Президента РФ. Их функции и полномочия установлены с учетом особенностей компетен­ции палат. Например, полномочный представитель в Совете Фе­дерации представляет позицию Президента РФ по рассматрива­емым Советом Федерации федеральным конституционным за­конам, одобренным Государственной Думой, и федеральным законам, принятым Государственной Думой; полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе представ­ляет законопроекты, внесенные Президентом РФ, на заседани­ях Государственной Думы; позицию Президента РФ по законо­проектам, рассматриваемым Государственной Думой, и т. п.

Полномочные представители при осуществлении своих функций имеют право согласовывать законопроекты, вносимые Президентом РФ в Государственную Думу; участвовать в подго­товке предложений Президенту РФ о подписании или отклоне­нии принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов и др.

Полномочные представители участвуют в заседаниях со­ответствующих палат без специального разрешения Президен­та РФ.

Важная роль в содействии реализации полномочий Прези­дента РФ в сфере исполнительной власти принадлежит Адми­нистрации Президента РФ. Она формируется Президентом РФ. В соответствии с Положением об Администрации Президента РФ, утвержденным Указом Президента от 6 апреля 2004 г., Ад­министрация является государственным органом, обеспечива­ющим деятельность Президента РФ и осуществляющим конт­роль за исполнением решений Президента РФ1.

Учрежден институт Полномочного представителя Прези­дента РФ в федеральном округе. Полномочный представитель действует на основании Положения о нем, утвержденного Ука­зом Президента РФ от 13 мая 2000 г.2 Он призван обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. К его основ­ным задачам относятся: организация в федеральном округе ра­боты по реализации органами государственной власти направ­лений внутренней и внешней политики государства, определя­емых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государ­ственной власти; обеспечение реализации в федеральном окру­ге кадровой политики Президента РФ; представление Президен­ту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной вла­сти с Полномочным представителем определяется постановле­нием Правительства РФ от 12 августа 2000 г.2

Президент РФ — Председатель Государственного Совета Российской Федерации, членами которого являются по долж­ности высшие должностные лица (руководители) высших ис­полнительных органов государственной власти субъектов РФ. Будучи совещательным органом, Государственный Совет при­зван содействовать реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Его статус определяется утвержденным Указом Президента РФ от 1 сен­тября 2000 г. Положением о Государственном Совете Российс­кой Федерации1.