logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 1

§ 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий

Реализация данного права1 может обеспечиваться двумя группами нормативных правовых актов: а) федеральными зако­нодательными актами, а также актами Президента РФ и Прави­тельства РФ, б) актами органов государственной власти субъек­тов РФ. Они должны быть основаны на положениях Конститу­ции РФ, общепризнанных принципах и нормах международно­го права.

В настоящее время основным, специально посвященным рас­сматриваемому вопросу, является ФЗ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетиро­ваниях».

Проведение публичных акций в целях предвыборной аги­тации, агитации по вопросам референдума регулируется, кроме этого Закона, законодательством РФ о выборах и референду­мах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулиру­ется ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

В Законе под публичным мероприятием (акцией) понима­ется открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в фор­ме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетиро­вания либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуще­ствляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объедине­ний. Здесь же раскрывается понятие каждой формы публич­ных акций.

Согласно Закону цель публичного мероприятия — свобод­ное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономичес­кой, социальной и культурной жизни страны и вопросам внеш­ней политики.

Проведение публичного мероприятия должно основывать­ся на принципах законности и добровольности участия в нем.

Субъекты публичного мероприятия в зависимости от сте­пени причастности к его проведению могут быть с малыми по­грешностями разделены на его обязательных субъектов и субъ­ектов, причастность которых к нему зависит от формы публич­ного мероприятия и количества его участников.

К обязательным относятся: а) организаторы публичного мероприятия. Ими могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, другие общественные объединения и ре­лигиозные объединения, их региональные объединения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Гражда­нин РФ, достигший возраста 18 лет, может быть организатором демонстраций, шествий, пикетирований, а митингов и собра­ний — 16 лет;

б) участники публичного мероприятия. Ими признаются граждане, члены политических партий, члены и участники дру­гих общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующих в нем.

К субъектам, имеющим отношение к публичному мероп­риятию в зависимости от формы и количества его участников, относятся: а) отдельные участники, уполномоченные органи­затором выполнять распорядительные функции по его проведе­нию; б) уполномоченные представители публичной власти — органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местно­го самоуправления, органа внутренних дел.

Названные группы субъектов наделяются определенными правами и обязанностями, в том числе касающимися их взаи­модействия при проведении публичного мероприятия.

В принципе установлен уведомительный порядок проведе­ния публичных мероприятий. Уведомление по установленной Законом форме подается организатором публичного меропри­ятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган ме­стного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. При проведении пикетирования груп­пой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления регламентируется законом субъекта РФ.

Однако порядок организации и процесс проведения пуб­личных мероприятий тщательно регламентирован, что оправ­дано интересами обеспечения общественного порядка и обще­ственной безопасности при их проведении. Законом предусмот­рены также ограничения публичных мероприятий. Определены места, в которых их проведение запрещается. К ним отнесены территории, непосредственно прилегающие к опасным произ­водственным объектам и к иным объектам, эксплуатация кото­рых требует соблюдения специальных правил техники безопас­ности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, вы­соковольтных линий электропередачи; территории, непосред­ственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, ис­полняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномочен­ных на то пограничных органов. Предусмотрено установление особого порядка проведения публичных мероприятий на тер­риториях объектов, являющихся памятниками истории и куль­туры, с учетом их особенностей. Президентом РФ определяется порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александ­ровский сад. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут ставить вопрос об из­менении места проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 ча­сов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местно­му времени.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если органом исполнительной влас­ти или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

На организацию и процесс проведения публичного мероп­риятия могут оказывать существенное влияние органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправ­ления. Они могут после получения уведомления довести до све­дения организатора обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, об устранении организатором несоответствия указанных в уведом­лении целей, форм и иных условий проведения публичного ме­роприятия требованиям закона.

Орган исполнительной власти или орган местного самоуп­равления может назначить своего уполномоченного представи­теля в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении. Он имеет право требовать от орга­низатора соблюдения порядка проведения публичного мероп­риятия в порядке и по основаниям, установленным Законом.

Уполномоченный представитель обязан присутствовать на публичном мероприятии; оказывать организатору проведения публичного мероприятия содействие в его проведении.

По предложению органа исполнительной власти или орга­на местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория, на которой планируется проведение публичного мероприятия, обязан на­значить уполномоченного представителя органа внутренних дел. Он вправе требовать от организатора объявления о прекраще­нии допуска граждан на публичное мероприятие и самостоя­тельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения); требовать от организатора и участников публичного мероприя­тия соблюдения порядка его организации и проведения; по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требова­ний организатора публичного мероприятия.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан оказывать содействие в проведении публичного мероп­риятия в пределах его компетенции.

Уполномоченный представитель органа исполнительной власти, органа местного самоуправления и органа внутренних дел обязаны обеспечивать совместно с организатором публич­ного мероприятия общественный порядок и безопасность граж­дан, а также соблюдение законности при его проведении.

Публичное мероприятие может быть приостановлено и прекращено по основаниям и в порядке, установленным Зако­ном. Оно может быть приостановлено или прекращено его орга­низатором в случае совершения его участниками противоправ­ных действий.

Кроме того, уполномоченный представитель органа испол­нительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправ­ления, в случае невыполнения требований об устранении нару­шения правопорядка во время проведения публичного мероп­риятия, может приостановить его на время, установленное им для устранения нарушения.

Основаниями прекращения публичного мероприятия яв­ляются создание реальной угрозы для жизни и здоровья граж­дан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками публичного мероприятия противо­правных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований Закона, касающихся по­рядка проведения публичного мероприятия; неустранение на­рушения по истечении времени, на которое было приостанов­лено публичное мероприятие. При наличии оснований публич­ное мероприятие прекращается в административном порядке, установленном Законом (ст. 17).

Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет ответственность этих лиц, пре­дусмотренную законодательством РФ.

Закон возлагает на органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязанность рассматривать данные вопросы по существу, при­нимать по ним необходимые решения в порядке, установлен­ном законодательством РФ, и сообщать о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

Решения и действия (бездействие) органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалова­ны в суд в порядке, установленном законодательством РФ.