§ 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
Необходимыми предпосылками возникновения административных правоотношений являются: административно-правовая норма; административная правосубъектность его участников; юридический факт.
1. Административное правоотношение может возникнуть при наличии административной правовой нормы; лишь правовая норма придает управленческому отношению правовой характер. Именно административно-правовая норма закрепляет меру возможного и должного поведения его сторон, их права и обязанности, а также обусловливает характер связи между ними. Из административно-правовой нормы вытекает также ответственность сторон за невыполнение ими своих обязанностей. Без правовой нормы административное правоотношение возникнуть не может.
Однако наличие административно-правовой нормы необходимо, но еще недостаточно для возникновения административного правоотношения. Для этого стороны должны обладать административной правосубъектностью, которая позволяет им самостоятельно приобретать права и нести обязанности, предусмотренные правовой нормой, отвечать за правовые последствия своих действий (бездействия). Административная правосубъектность, ее содержание определяют границы, в рамках которых тот или иной субъект может вступать в административные правоотношения. Субъект, не обладающий административной правосубъектностью, не может быть участником административного правоотношения.
Из этого следует, что возможные участники административных правоотношений также определяются административными нормами.
Но административно-правовая норма — это общее правило. Поэтому она непосредственно не создает административно- правового отношения, не влечет их изменений и прекращения. Она лишь их правовая основа. Ее непосредственная связь с возникновением, изменением и прекращением административного правоотношения состоит в том, что непосредственным основанием возникновения, изменения и прекращения конкретного административного правоотношения является юридический факт, предусмотренный данной нормой, т. е. обстоятельство или условие, при наличии которых наступают указанные административно-правовые последствия.
Юридическими фактами признаются волевые действия и события.
Действия могут быть правомерными (подача заявления о выдаче паспорта лицом, достигшим 14 лет) и неправомерными (совершение административного, дисциплинарного правонарушения). Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются как вследствие действий, так и событий.
Кроме действий к юридическим фактам относятся также бездействия юридически обязанных лиц совершить соответствующее действие (например, граждане вправе обжаловать как действие, так и бездействие органов и должностных лиц по основаниям и в порядке, предусмотренным законом). Юридическими фактами могут признаваться действия (бездействие) любого субъекта административного права, предусмотренные нормативными правовыми актами.
Наиболее распространенными видами действий граждан являются обращения в компетентные органы в связи с реализацией субъективных прав и их защитой, а субъектов, обладающих юридически властными полномочиями, — издание индивидуальных (часто называемых также административными) актов. Такого рода акты могут порождать различные по своей отраслевой принадлежности правоотношения, однако они являются наиболее характерными юридическими фактами в административном праве.
Административные правоотношения нередко возникают, изменяются и прекращаются на основании событий, т. е. на основании юридических фактов, возникающих независимо от воли людей, но признанных таковыми действующим правом (например, между органами загса и гражданами, юридически обязанными заявить о факте рождения ребенка).
В административном праве в качестве юридического факта в установленных случаях выступают сроки, с наступлением или истечением которых связывается возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений (например, сроки, в пределах которых возможно применение административно-правовых санкций, сроки административного задержания и др.).
Административные акты часто принимаются в силу необходимости исполнения служебной обязанности, вытекающей из компетенции субъекта либо требования другой стороны, по которому субъект обязан принять соответствующий акт (например, по обращению гражданина).
- Административное право россии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. О понятии государственного управления
- § 2. Исполнительная власть и государственное управление
- § 3. Механизм государственного управления
- Глава 2
- § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- § 2. Метод административно-правового регулирования
- § 3. Основные функции административного права
- § 4. Принципы административного права
- § 5. Административное право в системе российского права
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- § 2. Структура административно-правовых норм
- § 3. Виды административно-правовых норм
- § 4. Источники административного права
- Глава 4 Административные правоотношения
- § 1. Понятие и основные признаки административных правоотношений
- § 2. Предпосылки возникновения административных правоотношений
- § 3. Виды административных правоотношений
- Раздел II
- Глава 5 Физические лица
- § 1. Понятие и основы административно-правового положения граждан рф
- § 2. Виды и структура административно-правового положения гражданина рф
- § 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- § 4. Право граждан рф на проведение публичных мероприятий
- § 5. Основные гарантии прав граждан
- § 6. Обращения граждан рф
- § 7. Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- § 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- § 3. Виды органов исполнительной власти
- § 4. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- § 5. Правительство рф
- § 6. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- § 9. К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие государственной службы
- § 2. Должности государственной службы
- § 3. Система государственной службы
- § 4. Основные принципы построения и функционирования системы государственной
- § 5. Правовые основы государственной службы
- § 6. Понятие и виды государственных служащих
- § 7. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- § 8. Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- § 9. Стимулы деятельности государственных служащих
- § 10. О муниципальной службе и ее служащих
- Глава 9
- § 1. Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- § 2. Должности гражданской службы
- § 3. Понятие и виды гражданских служащих
- § 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- § 5. Поступление на государственную гражданскую службу
- § 6. Прохождение гражданской службы
- § 7. Стимулы гражданской службы
- § 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Глава 10 Основы правоохранительной службы
- § 1. О правовых основах правоохранительной службы1
- § 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
- § 3. Должности правоохранительной службы
- § 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- § 5. Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- § 6. Прекращение службы в правоохранительных органах
- § 7. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Глава 11 Основы военной службы
- § 1. Понятие военной службы и ее принципы
- § 2. Воинские должности: понятие и виды
- § 3. Основы правового положения и виды военнослужащих
- § 4. Прохождение военной службы
- § 5. Увольнение с военной службы
- § 6. Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Глава 12
- § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- § 3. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- § 5. Фонды
- Глава 13
- § 1. Понятие и виды общественных объединений
- § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Раздел III
- Глава 14
- § 1. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- § 3. Классификация правовых актов органов управления
- § 4. Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- § 5. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- § 6. Действие правового акта управления
- § 7. Утрата силы правовыми актами управления
- § 8. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- § 9. Административный договор
- Глава 15
- § 1. Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- § 2. Административное принуждение: понятие и виды
- Раздел IV
- Глава 16 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение
- § 4. Освобождение от административной ответственности
- § 5. Ограничение административной ответственности
- § 6. Понятие и виды административных наказаний
- § 7. Наложение административного наказания
- § 8. Административная ответственность юридического лица
- Глава 17 Дисциплинарная ответственность
- Глава 18 Материальная ответственность
- Раздел V
- Глава 19
- Глава 20
- § 1. Основы производства
- § 2. Участники производства
- § 3. Доказательства
- § 4. Меры обеспечения производства
- § 5. Возбуждение дела
- § 6. Рассмотрение дела
- § 7. Пересмотр постановлений и решений
- § 8. Исполнение постановлений
- Глава 21 Дисциплинарное производство
- Глава 22
- Раздел VI
- Глава 23 Законность в сфере управления
- § 1. Законность, дисциплина, целесообразность
- § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Глава 24
- § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- § 3. Контроль органов исполнительной власти
- § 4. Административный надзор
- § 5. Органы судебной власти и законность в управлении
- § 6. Общий надзор органов прокуратуры